Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.
Задачи:
- обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение
- продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения
- развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал
- самостоятельно отбирать материал на определенную тему
- воспитать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.
Оборудование:
- раздаточный материал
- видеоролик
- презентация
- ноутбук
- мультимедиапроектор
Первый этап проектирования: Замысел участия учителя в поисковых взаимодействиях с учениками.
Какой “вопрос о неочевидном” определяет цикл включения учителя в поисковые взаимодействия с учениками? | ОС какого типа возникнет у ученика в дискуссии с учителем и какую цель поиска он в ней определит (вопрос ОС)? | Какую “схему организации действий”/ “оценочную карту” построит ученик по итогам урока, и какое рассуждение по ней станет его “открытием”? | Каким будет вид урока-диалога? | |||||||||||||||
“Каким образом можно выразить свои мысли, чувства?” | “Как найти тезис в сочинении-рассуждении?” | Оценочный лист№2
|
диалог продуктивного действия |
Второй этап – средства и индикаторы участия учителя в поисковых взаимодействиях с учениками.
Поисковый цикл: “Каким образом можно выразить свои мысли, чувства?” | |||||||||||||||||||
Тип и вопрос ОС “Как найти тезис в сочинение-рассуждение?” |
Средства участия учителя в поисковых взаимодействиях с учениками | ||||||||||||||||||
Логический сценарий образовательной ситуации | |||||||||||||||||||
Версии результатов и способы их получения детьми | Версия педагогического оппонирования | Определенные детьми средства поиска | |||||||||||||||||
Мотивационный этап - Ребята, предлагаю нашу встречу начать с просмотра фрагмента фильма, который заставил меня задуматься. Главный герой фильма “Щенок” Алеша мечтал о собаке. И вы представляете, его мечта сбылась – на день рождения ему подарили щенка. Тишка, так звали щенка, потерялся. Его нашёл мальчик Валера. Что произошло дальше, вы узнаете, посмотрев отрывок из этого фильма. |
Причина (критическая оценка известной “схемы организации действия”) |
Цель (вопрос к известной “схеме организации действия”) | |||||||||||||||||
Просмотр отрывка | -чувства доброты -чувства сострадания -любви -жалости... - По отношению к Алеше - По отношению к Валере |
Какие чувства вызвал у вас поступок
Алеши? - По отношению к кому у вас возникли эти чувства? |
|||||||||||||||||
- Похожие чувства испытали и ученики
6 класса. Ребята по-разному их выразили. Сережа
даже написал сочинение (интерактивная доска)
“Почему Алеша так поступил?” и представил свою
работу одноклассникам. Ребята выслушали текст и
оценили это сочинение-рассуждение по следующим
критериям: 1. Правильно выдвинул тезис 2. Построил текст, согласно структуре сочинения - рассуждения 3. Правильно сделал вывод 4. Привел нужные доказательства к тезису |
-Нет -Потому что мы не видим текст. -Нам нужно сочинение Сережи. |
Можете ли вы сказать, что эти
критерии подходят для оценивания
текста-рассуждения Сережи?
Почему? |
(фиксация на доске) |
||||||||||||||||
1. Старт-задание: Задание 1. Прочитай текст. Сочинение-рассуждение “Как я оцениваю поступок Алеши?” Оценивая поступок Алеши, я подумал, что у Алеши есть друзья, с которыми он общается и играет в футбол, а у Валеры их нет - он одинок. Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя, которые любят его и заботятся о нем. У Валеры - только бабушка. А самое главное - он увидел в глазах мальчика-сироты благодарность и тихую радость, когда тот принял подарок. Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком. |
Правильно выдвинул тезис +/- Сделал правильный вывод + Привел нужные доказательства к тезису + |
-Вот вам текст. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Кто готов представить свой результат?
Вы пришли к единому мнению? |
Чтобы проверить, подходят ли данные критерии для оценивания сочинения - рассуждения нужен алгоритм (схема) построения сочинения-рассуждения | Соответствует ли оценочный лист № 1 критериям для создания сочинения-рассуждения? | |||||||||||||||
2. Определи, правильно ли оценили
ребята работу Сережи. 3. Вырази свое мнение в “Оценочном листе №1” знаками +/-. Оценочный лист №1
|
- Умеем.
- Как найти тезис в сочинении-рассуждении?
-Другое задание. -Текст. -Дополнительный материал. |
Что Вы не умеете писать сочинение –
рассуждение? Тогда в чем заключается трудность?Значит, в каком вопросе вам нужно разобраться? Что вам необходимо для того, чтобы ответить на вопрос урока? Попробуйте разобраться в этом вопросе. Вот вам задание. |
|||||||||||||||||
Организация | Видеоматериал, оценочные листы | ||||||||||||||||||
2. Задание-эксперимент: 1. Прочитайте текст и, используя справочный материал, выделите в тексте: тезис – красным цветом, доказательство – зеленым цветом, вывод – желтым цветом. Даже один человек способен изменить судьбу других людей, сделать многих счастливыми. Главный герой фильма “Заплати другому”, мальчик Тревер, был охвачен желанием помочь всем в мире. Он придумал систему, как сделать людей счастливыми. Для этого нужно было сделать три добрых дела. Тревер помог нищему человеку, своей маме, учителю. Те помогли другим трем людям. И с этого маленького мальчика началось движение за мир и любовь. В итоге этого движения многие стали радоваться жизни, уважать ценности других. Главное - только начать. Добро должно исходить от каждого человека, и тогда мир станет лучше и добрее 2. Сделайте вывод и зафиксируйте его в модели “Как найти тезис в сочинении-рассуждении”. |
В группе, так как работа в группах более рациональна.
Тезис. Даже один человек способен изменить судьбу других людей, сделать многих счастливыми. Доказательства. Тревер помог нищему человеку, своей маме, учителю. Те помогли другим трем людям. Вывод. Добро должно исходить от каждого человека, и тогда мир станет лучше и добрее |
Как вы думаете, это задание удобно (рационально) выполнять индивидуально, в паре или в группе? Как вы думаете,каким способом можно получить результат задания? Кто готов представить результат работы и сделать вывод? |
Способ |
Результат (правило – новая “схема организации действия”) схема |
|||||||||||||||
Чтобы правильно найти тезис нужно: 1. Определить главную мысль текста, которая должна быть четко сформулирована и доказательна. 2. Проверить, чтобы тезис соответствовал теме. 3.Соотнести тезис и доказательства (аргументы). 4.Соотнеси тезис и аргументы с выводом. |
Ответили ли вы на вопрос урока? Теперь мы можем определить тезис в сочинении – рассуждении Сережи? |
||||||||||||||||||
По группам (содержательное распределение действий), учитель – группы – класс (обмен позициями) | |||||||||||||||||||
3. Тест-задание: 1. Отредактируй текст сочинения – рассуждения Сережи. Сочинение-рассуждение “Как я оцениваю поступок Алеши?” Оценивая поступок Алеши, я подумал, что у Алеши есть друзья, с которыми он общается и играет в футбол, а у Валеры их нет - он одинок. Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя, которые любят его и заботятся о нем. У Валеры - только бабушка. А самое главное - он увидел в глазах мальчика-сироты благодарность и тихую радость, когда тот принял подарок. Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком. 2. Заполни оценочный лист №2 по работе на уроке. Оценочный лист №2
|
Сочинение-рассуждение “Как я оцениваю поступок Алеши?” Я считаю, что, отдав щенка, Алеша поступил правильно и благородно. Во-первых, у Алеши есть друзья, с которыми он общается и играет в футбол, а у Валеры их нет - он одинок. Во-вторых, у Алеши есть родители и тетя, которые любят его и заботятся о нем. У Валеры - только бабушка. А самое главное - он увидел в глазах мальчика-сироты благодарность и тихую радость, когда тот принял подарок. Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком. |
Эффективность (вывод,
знание чего из новой “схемы организации
действия” было руководством к достижению
успеха” Чтобы правильно найти тезис нужно: 1. Определить главную мысль текста, которая должна быть четко сформулирована и доказательна. 2. Проверить, чтобы тезис соответствовал теме. 3. Соотнести тезис и доказательства (аргументы). 4. Соотнеси тезис и аргументы с выводом. |
|||||||||||||||||
- Посмотреть фильм и написать свое
сочинении- -рассуждение - Составить инструкцию “Как писать сочинение-рассуждение” |
- Какое домашнее задание вы для себя определите? |