Цель: обобщить знания детей о жизни первобытных людей.
Задачи:
- Развивать интерес к историческому прошлому человека.
- Развивать умение выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом порядке.
- Расширять словарный запас; словарь, развивать слуховое внимание.
- Воспитывать умение сотрудничать в процессе совместной деятельности.
Материалы: макет, изображающий сцену из жизни первобытных людей, ноутбук с видеоматериалами, игра "Бивень мамонта", игра "Разложи по порядку", картинка с ребусом, раскраска с изображением древнего воина.
Ход НОД
Воспитатель:
- Ребята, хотели бы вы совершить путешествие в необычный музей? Необычен он тем,что создать его можем мы. Но сначала давайте вспомним, что такое музей, для чего он нужен?
Дети:
Музей - это , место ,здание, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разные времена.
Воспитатель:
- А как в музей попадают эти предметы, их еще называют экспонатами?
Дети:
Их могут приносить люди, а также находить ученые, производящие раскопки.
Воспитатель:
- Как называется профессия ученых, которые делают раскопки?
Дети:
Археологи.
Воспитатель:
- В наш музей может попасть только тот, кто отгадает загадку. Отгадку не говорите вслух, а шепните мне на ушко.
Загадка
Одетый в шкуру человек-
В пещере он прожил весь век.
Суров и грозен его вид.
Он смело мамонта сразит!
Но лишь услышит, гром гремит-
Тотчас в укрытие спешит.
Воспитатель:
- О ком эта загадка?
Дети:
О древнем пещерном человеке.
Воспитатель:
- А почему его называют пещерным?
Дети:
Первые люди на Земле жили в пещерах.
Воспитатель:
- Скажите, пожалуйста, ребята, кто встречает посетителей музея и рассказывает обо всех экспонатах?
Дети:
Экскурсовод.
Воспитатель:
- А как вы думаете, нужен ли музею человек с такой профессией, почему?
Дети:
Экскурсовод знает очень много, т.к. специально занимается изучением разных экспонатов, он может ответить на все вопросы посетителей музея.
Воспитатель приглашает детей подойти к макету, изображающему сцену из жизни древних людей. Дети рассматривают макет.
Воспитатель:
- А кто будет экскурсоводом в нашем музее и расскажет о жизни пещерных людей?
(Детей, выполняющих роль экскурсоводов, можно заранее подготовить.Экскурсоводов может быть несколько.)
1-й экскурсовод (О жилище):
- Наши предки были пещерными людьми. Они жили в пещерах, потом научились делать жилища из шкур животных, веток, глины. В пещерах жили семьи. Каждая семья имела свой очаг. Огонь обогревал людей и на нем готовили пищу.
Воспитатель, поблагодарив ребенка за рассказ:
- А знаете ли вы, как люди научились добывать огонь?
Дети:
Сначала люди пользовались природным огнем от зажженного молнией дерева, затем научились добывать огонь трением палочки о кусочек дерева.
Воспитатель:
- В нашем музее есть интересные вещи. Предлагаю поиграть с ними в игру "Разложи по порядку". Сначала попробуем вспомнить названия этих предметов (кусочек дерева с палочкой для добывания огня, макет огнива, спички, зажигалка). Теперь, желающие из вас могут выйти сюда и разложить эти предметы в том порядке, в каком они были изобретены и изготовлены людьми. ( Обсуждается правильность выполнения задания, дети обосновывают свои действия.Для создания проблемной ситуации можно использовать спички с цветной серой.)
Далее экскурсию продолжает 2-й экскурсовод (О внешнем виде людей):
- Древний человек делал одежду из шкур животных. Шкуры сшивали костяными иглами. Иногда люди украшали одежду цветными камешками, раковинами. Они носили украшения - браслеты, бусы из звериных зубов, камней, слоновой кости. Любили люди украшать стены своих пещер рисунками. Они рисовали углем - людей, животных, сцены охоты.
Воспитатель:
- Некоторые рисунки древних людей сохранились до наших дней. Современные люди стараются сохранить их, обрабатывают специальными составами, предохраняющими от внешних, в т.ч. природных воздействий.
Иллюстрируя сказанное, воспитатель демонстрирует детям слайды с изображением рисунков на стенах пещер. Дети обсуждают увиденное, отвечая на вопросы: " Что нарисовано? С какой целью?"
3-й экскурсовод (Охота):
- Пещерные люди питались ягодами, орехами, грибами, рыбой, мясом. Мясо добывали на охоте. Мужчины- охотники мастерили себе топоры, ножи и копья из кусков кремня. Камень заостряли и привязывали к палке. Иногда люди устраивали ловушки для зверей. Они рыли ямы и прикрывали их ветками. Самой большой добычей был мамонт. Он давал много мяса, из шкур шили одежду, а кости и бивни нужны были для изготовления разных предметов.
Воспитатель предлагает побывать в роли охотников и проводит физминутку.
Физминутка (Автор слов Балятинских. С. А.)
(Дети выполняют движения в соответствии со словами текста.)
Мы шагаем по тропе
И несем копьё в руке.
Остановка. А теперь
Поглядим, где же зверь?
Может он вверху над нами?
Может где-то за кустами?
Притаимся, отдохнем,
Вновь охотиться пойдем.
Воспитатель:
- Ребята, а хотите ещё поиграть? Предлагаю поиграть в игру "Бивень мамонта"[1].
По ходу игры детям предлагается собрать из кусочков целый бивень мамонта( украшенный сценами охоты первобытных людей от подготовки к ней до праздника удачной охоты), изготовленный из картона.Дети делятся на две команды, и каждая собирает свой бивень, затем желающие рассказывают о событиях, изображённых на бивне.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, были ли древние люди сильными, смелыми? Почему?А было ли в жизни этих людей такое, чего они боялись? Для ответа на этот вопрос попробуйте разгадать ребус
(зашифровано слово " ГРОЗА").
В следующем "зале" музея ребята видят ритуальные маски, сделанные на конкурс вместе с родителями.
Воспитатель:
- Что это за маски? Для чего их использовал древний человек
Дети:
Они использовались для праздников, для отпугивания злых духов.
Воспитатель:
- А какие события древние люди отмечали праздниками, что делали на праздники?
Дети:
Люди отмечали удачную охоту, победу над врагом, они плясали, играли на барабанах, пели по-своему.
Воспитатель предлагает поиграть с масками в игру "Маска, покажись!"
Ход игры
Часть детей надевает маски и встаёт за ширму так, чтобы видно было только голову. Затем они по очереди показываются за ширмой. Остальные дети по голосу отгадывают кто прячется за маской.
Дети:
Маска, маска покажись,
По имени назовись.
"Маска" (меняя голос):
А я тут как тут,
Сами отгадайте,
Как меня зовут?
Затем дети меняются местами.
Воспитатель:
- Как вы считаете, дети, есть ли на Земле места, где в наше время живут люди, ведущие такой образ жизни, как древний человек? Действительно, такие места есть. (Воспитатель с помощью ноутбука демонстрирует слайды, фотографии о жизни таких людей, сделанные современными путешественниками). Как вы думаете, как могло получиться, что эти люди живут не так, как мы? Какие чувства вы испытываете к этим людям?
Воспитатель, подводя итог занятия:
-Понравилось ли вам в нашем необычном музее? Что запомнилось больше всего? На память об этом посещении возьмите небольшие подарки (детям вручаются листы с изображением древнего воина и предлагается раскрасить их [1]).
Используемая литература.
- Первобытные люди: Учебное наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста.М.: ДиК; Дрофа, 1998.-32с - (Маленький человек и болшой мир).
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ главн. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+,2001.-464с.:ил.