“Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви
к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору для борьбы
с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями”
К.Д. Ушинский
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны разработана государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”. Она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
В Федеральном законе “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Патриотизм традиционно рассматривается как важнейшая духовно-нравственная ценность, как чувство, присущее истинному гражданину – человеку с активной жизненной позицией. Патриотизм определяется в педагогике как “нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявления к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость”. Патриотические чувства выражаются в осознанном и бережном отношении к природе, истории нашего края и отечества, в осознании своего долга и ответственности перед Родинойи другими людьми, в заботе об общем благе. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды нашей истории.
Патриотизм не даётся сразу, он формируется постепенно, по мере развития и формирования человека как личности. Одним из важнейших инструментов формирования патриотизма является воспитание. Таким образом, мы видим острую необходимость в организации систематической целенаправленной работы в данном направлении. Причем организация такой деятельности должна осуществляться с безусловным учетом регионального своеобразия, традиций, и культуры воспитанников каждого отбельно взятого образовательного учреждения.
Спортивно-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству
Спортивно-патриотическое воспитании направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирования опыта служения Отечеству и их традициям.
Спортивно-патриотическое воспитание студентов осуществляется на основе “Концепции спортивно-патриотического воспитания детей и молодежи Российской Федерации”, “Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, “Программы спортивно-патриотического воспитания детей и молодежи в системе физической культуры и спорта”. Они позволяют выстроить вектор формирования у студентов гражданской позиции и ответственности, патриотизма, толерантности, культуры и духовности, творческой инициативности, самостоятельности, профессионально значимых качеств, проявляющихся в различных сферах жизни общества.
Основными задачами в системе спортивно-патриотического воспитания обучающихся в колледже являются:
1. Консолидация и координация деятельности всех структурных подразделений колледжа по совершенствованию патриотического воспитания спортсменов, будущих специалистов.
2. Ежегодная разработка плана и педагогических рекомендаций по организации и осуществлению спортивно-патриотического воспитания в колледже.
3. Изучение и внедрение передового опыта спортивно-патриотического воспитания молодежи.
4. Формирование патриотических чувств и сознания студентов на основе исторических ценностей, традиций.
5. Чествование выдающихся ветеранов спорта, студентов -победителей и призеров соревнований разных уровней.
6. Ежегодное проведение конкурсов, Олимпиад и выставок на лучшую творческую работу по проблеме спортивно-патриотического воспитания.
В настоящее время сложились следующие основные направления работы:
Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской, Советской армии, разъяснение героизма и самоотверженности нашего народа.
Воспитание у обучающихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им.
Формирование ряда волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную военную службу в мирное время.
Сложившиеся традиции, позволяют проводить ежегодно до 30 мероприятий, которые направлены на воспитание у спортсменов чувства гордости и уважения к колледжу, ответственности за результаты выступлений на официальных городских, областных соревнованиях.
“Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости”, - писал А.С. Макаренко. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службе. Патриотическое воспитание ведется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особенно подчеркнуть, что за молодёжь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд, наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, наше будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии становлении стабильного общества.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма невыносимо создать сильную державу, не возможно, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Сценарий спортивно-патриотического мероприятия “Мужская академия”
Цели и задачи:
- Воспитание чувства гражданственности и воинского долга.
- Подготовка юношей к службе в вооруженных силах.
- Практическое применение знаний и умений по физической культуре в экстремальных условиях.
Ведущий.
Февраль - самый суровый месяц года, и очень символично, что именно в феврале мы все празднуем День защитников Отечества.
Этот день — дань нашего уважения всем поколениям российских воинов, от древних времен до сегодняшнего дня, мужественно защищавших родную землю Отечества от захватчиков. В этот поистине “мужской” день представители мужского пола, от мальчишек до стариков, принимают поздравления и подарки.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести традиционный военно-спортивного конкурс “Мужская академия”, в котором принимают участие юноши-первокурсники.
Открывает церемонию парад-выход группы первого курса
Представление команд
Ведущий.
Живем мы посреди большой России,
Средь городов, лесов, озер, полей,
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей!
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить —
И нам порой так нужно оглянуться...
С наступающим праздником - Днем защитников Отечества
Для всех присутствующих звучит композиция “Журавли”
Ведущий.
Ах, эти тучи в голубом
Напоминают море.
Напоминают старый дом,
Где кружат чайки за окном,
Где мы с тобой танцуем вальс,
Где мы с тобой танцуем вальс.
Для Вас вальс в исполнении участников военно патриотического клуба “Лидер”Концертный номер “Вальс”
Ведущий.
Вы – будущие защитники нашей Родины, но уже сейчас вы должны начать воспитывать в себе мужество, стойкость и смелость. Умение держать свое слово, дружить и подставлять плечо в трудную минуту пригодятся вам не только для того, чтобы быть солдатами, но и на протяжении всей жизни. Все вы каждым своим действием определяете будущее нашей страны. Будьте как люди из этой военной притчи... (ведущий читает небольшой рассказ).
“Однажды во время войны в небольшом взводе, расположенном в тылу, обсуждали заметку в боевом листке. Там описывалось, как рядовой Максимов спас маленькую девочку, провалившуюся под лед. Командир спросил своих солдат: “Как, по-вашему, какие мужские качества проявил Максимов, чтобы броситься на тонкий лед спасать ребенка, рискую своей жизнью?”. Рядовые наперебой стали отвечать: “Смелость!”, “Решимость!”, “Выносливость!”, “Мужество!”. “Молодцы, так и есть!”, – похвалил командир. И тут один солдат сказал: “А мне кажется, рядовой Максимов, прежде всего, должен был уметь плавать...”
Так вот и вы ребята, мечтая о подвиге, не забывайте, что для этого нужные не только решимость, выносливость и смелость. Нужно уметь делать то, что ты должен! Помните, что подвиги можно совершать и в мирное время, для этого нужно прилежно учиться, быть чутким и внимательным и стараться помочь ближним. Ребята, покажите свои умения, сноровку и ум в конкурсах!
1 задание
Задание-разминка, в нем предлагается ответить на вопросы.
- О чем мечтает каждый солдат? (стать генералом)
- Кто сказал: “Тяжело в учении – легко в бою?” (Суворов)
- Не Бог, не царь, а ослушаться нельзя (командир)
2 задание
За одну минуту участники должны найти и подчеркнуть в тексте фамилии великих русских полководцев.
Оливер Кромвель, Пётр Багратион, Владимир Ленин, Кирилл Мерецков, Иван Грозный, Александр Невский, Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иосиф Сталин, Фёдор Головин, Юрий Гагарин, Александр Меньшиков, Якоб Делагарди, Михаил Барклай де Толли, Джон Черчилль, Константин Рокоссовский.
3 задание
Каждая команда получает по конверту, в котором находится разрезанная бумага. На каждом фрагменте бумаги написано одно слово. Задача – составить из этих слов пословицу на военную тему:
- Закон бойца – стойкость до конца
- Знамя части – святыня
- Кто в огонь ходит, того и смерть обходит
- Пошёл в разведку – бери всё на заметку
- В бою рождаются герои
- Испуган – наполовину разбит
- Каков полк, таков о нём и толк
- Офицер – бойцам пример
- Только того бьют, кто боится
- Чистые сапоги быстрее ходят
- Враг рыщет – в душу лазейку ищет
- Пошёл в разведку – бери всё на заметку
4 задание
На время (2-3 минуты) участники должны вспомнить и записать как можно больше наименований оружия и боевой техники.
Спортивные эстафеты:
Количество участников - 7 человек от каждой команды
Место проведения - спортивный зал
Эстафета 1: круговая эстафета (бег по залу с передачей эстафетной палочки)
Эстафета 2: броски баскетбольного мяча в кольцо всеми участниками команды по 30 сек
Эстафета 3: переноска 2 гирь по 16 кг на расстояние 18м
Эстафета 4: военизированная (с использованием носилок, противогазов, передвижением по-пластунски)
Полоса препятствий:
- передвижение на руках по параллельным брусьям,
- лазание по вертикальной лестнице и спуск по шесту,
- передвижение на рукоходе.
Выполнение упражнений по станциям:
- подтягивание на высокой перекладине (количество раз)
- поднимание двух гирь по 16 кг одновременно (количество раз)
- разборка-сборка автомата (на время)
- упражнения с одеванием противогаза (на время)
Теоретический конкурс.
1. Что понимается под определением “Здоровый образ жизни”?
а) правильное питание, гигиена.
б) занятия физической культурой и спортом.
в) система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определенного уровня здоровья.
г) гигиена, режим дня
2. Выносливость человека не зависит от:
а) силы воли б) силы мышц в) прочности
опорно-двигательного аппарата
3. Как назывались первые воинские формирования
на Руси?
а) княжеская дружина б) стрелецкие полки в)
русская рать г) гренадерские полки
4. Соотнесите даты и события (Дни воинской славы России)
1) День Защитника Отечества | а) 27.01 |
2) День разгрома немецких захватчиков под Сталинградом | б) 05.12 |
3) День снятия блокады под Ленинградом | в) 02.02 |
4) День начала контрнаступления под Москвой | д) 23.02 |
5. Назовите дату освобождения Советского
Заполярья от немецко-фашистских захватчиков.
а) 17 октября б) 17 ноября в) 17 сентября г) 17
декабря
6. Физическая культура представляет собой:
а) учебный предмет в колледже б) выполнение
физических упражнений,
в) процесс совершенствования возможностей
человека г) часть человеческой культуры.
7. Какого физического качества не существует?
а) быстрота б) сила в) координация г)
выносливость
8. Назовите наиболее поражающий фактор ядерного взрыва?
а) ударная волна б) световое излучение в) радиоактивное заражение г) электромагнитный импульс д) проникающая радиация.
9. Основным специфическим средством физического воспитания является:
а) физическое упражнение б) закаливание в) солнечная радиация г) соблюдение режима дня.
10. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что:
а) он обеспечивает ритмичность работы организма;
б) он позволяет правильно планировать дела в течение дня;
в) распределение основных дел осуществляется более или менеестандартно в течение каждого дня;
г) он позволяет избегать неоправданных физических напряжении.
11.Назовите основное правило закаливания.
а) частота б) доступность в) постепенность
12. Выберите наиболее ударный вид Вооруженных
сил Росси?
а)РВСН б) Сухопутные войска в) ВМФ г) ВВС
13. Соотнесите воинов-защитников Заполярья (Герои Советского Союза) и их воинские специальности.
1) Б.Сафонов | а) подводник |
2) В Леонов | б) командир торпедного катера |
3) А. Шабалин | в) летчик |
4) Л.Лукин | г) разведчик |
14. Руководство Вооруженными Силами РФ
осуществляет:
а) Президент РФ б) Премьер-министр в) Министр
обороны г) начальник Генерального штаба
15. Какая наука изучает основы здорового образа
жизни?
а) гигиена б) биология в) валеология г)
физиология
Внимательно прочитайте вопросы и внесите ответы в таблицу.
Каждый правильный ответ - 1 балл. В вопросах № 4, 13 можно набрать по 4 балла.
Максимально возможное количество баллов - 21.
Подведение итогов конкурса, награждение победителей.