Цели:
- Образовательные: познакомить учащихся с особенностями полового размножения млекопитающих, со строением их половых желез и половых клеток.
- Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить черты сходства и отличия во внешнем строении зародышей позвоночных животных, определять особенности строения органа в связи с выполняемой функцией.
- Воспитательные: продолжить воспитание у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни, бережного отношения к животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: с применением компьютера.
Опорные знания: размножение, оплодотворение, зигота, сперматозоид (спермии), зародыш, яйцеклетка.
Новые знания: яичники, семенники, матка, плацента, беременность, роды, эмбрион, эмбриология, млечные железы.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: таблицы “Роль особенностей строения млекопитающих в эволюционном процессе”, “Размножение в органическом мире”, “Сроки беременности”, “Эволюция размножения и развития позвоночных животных”; самодельные таблицы “Плацентарные”; открытки и рисунки животных; микроскопы, микропрепараты “Яйцеклетка и сперматозоиды млекопитающих”; репетитор “Биология”.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала:
1) размножение в органическом мире;
2) яйцекладущие;
3) сумчатые;
4) плацентарные.
IV. Первичное закрепление знаний.
V. Творческое домашнее задание.
VI. Закрепление знаний, применение знаний в новой творческой ситуации, обобщение.
VII. Подведение итога урока.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, объявление темы урока).
II и III. Изучение нового материала с актуализацией опорных знаний.
Урок начинается с записи учителем на доске темы и целей урока: “Размножение и развитие млекопитающих”. Учитель обращается к классу: “Изучая растительный и животный мир, вы узнали, что наряду с питанием, дыханием, раздражимостью, ростом и развитием есть ещё один признак, который свойствен всем живым организмам. Подумайте, что это за признак? (Учащиеся называют размножение) В чем заключается сущность этого процесса? Какие формы размножения вам известны?”
В ходе беседы на доске заполняется схема:
Размножение
- Бесполое
- Делением
- Спорами
- Вегетативное
- Половое
Учитель задает классу вопросы: какой способ размножения (половое или бесполое) наиболее распространен в природе как у растений, так и у животных? (Половое). Почему именно половой способ размножения более прогрессивный в органическом мире? (Чтобы ответить на последний вопрос, учитель предлагает вспомнить основные черты полового размножения растений и животных).
- Что такое размножение?
- Размножение – это воспроизведение себе подобных (использование репетитора “Биология”).
Размножение в органическом мире
(начертите таблицу № 1)
Знакомые понятия | Новые понятия |
Размножение Оплодотворение Зигота Сперматозоид (спермии) Зародыш Яйцеклетка |
Яичники Семенники Матка Плацента Беременность Роды Эмбрион Эмбриология Млечные железы |
Рассмотрение под микроскопом микропрепараты “Яйцеклетка и сперматозоиды млекопитающих”.
В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы:
1. Яйцекладущие, или первозвери, не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос (!) и ехидны (!), обитающие в Австралии и на прилегающих островах.
Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому – то зверю. Ещё более изумились все, когда выяснилось, что утконос… откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако выяснилось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Млечные железы не имеют сосков. Поэтому молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его.
Ехидны по внешности несколько напоминают ежа с очень длинными иглами. Они тоже откладывают яйца, но не насиживают их, а вынашивают в сумке на брюхе. Так же как у утконоса, детеныши слизывают молоко, выделяющееся по всей поверхности живота. Температура тела 25 – 30 градусов.
2. Сумчатые – это млекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными (например, у кенгуру ростом в 2 м детеныш рождается длиной всего 3 смекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными.. Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. В сумке находятся млечные железы с сосками. Новорожденный детеныш обычно висит на соске, не выпуская его изо рта. Подрастая, он начинает вылезать из сумки и питаться той же пищей, что и взрослые животные. Однако еще детеныш в случае опасности прячется в сумку и опять подкрепляется молоком, хотя в это время на другом соске уже может висеть его младший братец.
3. Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матке плацентой (детское место). В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери и зародыша. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена.
Процесс внутриутробного развития зародыша живородящих животных и человека называют беременностью.
Сроки беременности у млекопитающих
различны
(таблица № 2 )
Вид | Длительность беременности (мес.) |
Человек | 9 |
Индийский слон | 21 |
Шимпанзе | 8 |
Домашняя собака | 2 |
Крупный рогатый скот | 9 |
Кошка | 2 |
Свинья | 4 |
Овца | 5 |
Морская свинка | 2 |
Кролик домашний | 0,7 |
Мышь | 0,7 |
Учитель задает вопрос: Чем различается размножение мелких и крупных зверей?
IV. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Особенно развита забота о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными. У многих видов млекопитающих в воспитании потомства принимают участие не только самки, но и самцы (рассказ учителя с использованием компьютерной технологии).
Эволюция размножения и развития
позвоночных животных
(таблица № 3)
Класс позвоночных животных | Оплодотворение | Форма развития зародыша | Место развития зародыша |
Рыбы | Наружное | Яйцо | Водная среда |
Земноводные | Наружное | Яйцо | Водная среда |
Пресмыкающиеся | Внутреннее | Яйцо | Наземно – воздушная среда |
Птицы | Внутреннее | Яйцо | Наземно – воздушная среда |
Млекопитающие | Внутреннее | Яйцо | Организм животного |
V. Творческое домашнее задание: прочитать параграф 31 - по Латюшину, параграф 69 -по Быховскому. Подготовить выступления на заданную тему (учащиеся получают домашнее задание, записывают его в тетрадь).
VI. Учащиеся работают с тестами.
Тест
Выбрать один ответ из четырех
№1.
1. В природе существует два основных способа размножений:
а) бесполое и вегетативное;
б) бесполое и половое;
в) половое и делением клетки пополам;
г) половое и вегетативное.
2. Преимущества полового размножения перед бесполым заключается в:
а) быстром увеличении численности особей;
б) сохранении преемственности между родителями и потомством;
в) расселение особей;
г) повышении возможности приспособленности потомства к окружающей среде.
3. Впервые внутренний скелет появляется у:
а) рыб;
б) земноводных;
в) пресмыкающихся;
г) млекопитающих.
4. Вентиляция легких у млекопитающих осуществляется благодаря:
а) бронхам;
б) трахеям;
в) легким;
г) диафрагме.
5. Обмен веществ – это:
а) поступление и удаление из организма газообразных веществ;
б) поступление веществ в организм;
в) происходящие в организме превращения веществ;
г) удаление из организма непереваренных остатков пищи.
6. Пищеварительная система млекопитающих выполняет функции:
а) доставки клеткам тела питательных веществ;
б) удаления из организма продуктов распада;
в) переработки пищи, выведение из организма непереваренных остатков пищи;
г) регулирования и согласования деятельности органов и систем.
7. Для кровеносной системы млекопитающих характерны:
а) двухкамерное сердце, один круг кровообращения;
б) трехкамерное сердце, два круга кровообращения;
в) четырехкамерное сердце с неполной перегородкой, два круга кровообращения;
г) четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.
8. У млекопитающих кровь из артериальной превращается в венозную в кровеносных сосудах:
а) малого круга кровообращения;
б) большого круга кровообращения;
в) малого и большого круга кровообращения;
г) большого и малого круга кровообращения.
9. К клеткам крови не относятся:
а) лейкоциты;
б) тромбоциты;
в) эритроциты;
г) плазма.
10. Орган выделительной системы млекопитающих – это:
а) печень;
б) почки;
в) кишечник;
г) легкие.
Вывод: Млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме, развит инстинкт заботы о потомстве.
VII. Подведение итога урока. Учитель конкретизирует признаки размножения и развития, систематизирует полученную в ходе урока информацию (таблицы записываются в тетрадь). Обращает внимание учащихся на мизансцену урока. Проводит экспресс-диагностику. Благодарит за урок.