Урок биологии на тему "Размножение и развитие млекопитающих"

Разделы: Биология


Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями полового размножения млекопитающих, со строением их половых желез и половых клеток.
  • Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить черты сходства и отличия во внешнем строении зародышей позвоночных животных, определять особенности строения органа в связи с выполняемой функцией.
  • Воспитательные: продолжить воспитание у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни, бережного отношения к животным.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: с применением компьютера.

Опорные знания: размножение, оплодотворение, зигота, сперматозоид (спермии), зародыш, яйцеклетка.

Новые знания: яичники, семенники, матка, плацента, беременность, роды, эмбрион, эмбриология, млечные железы.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: таблицы “Роль особенностей строения млекопитающих в эволюционном процессе”, “Размножение в органическом мире”, “Сроки беременности”, “Эволюция размножения и развития позвоночных животных”; самодельные таблицы “Плацентарные”; открытки и рисунки животных; микроскопы, микропрепараты “Яйцеклетка и сперматозоиды млекопитающих”; репетитор “Биология”.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Изучение нового материала:

1) размножение в органическом мире;

2) яйцекладущие;

3) сумчатые;

4) плацентарные.

IV. Первичное закрепление знаний.

V. Творческое домашнее задание.

VI. Закрепление знаний, применение знаний в новой творческой ситуации, обобщение.

VII. Подведение итога урока.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, объявление темы урока).

II и III. Изучение нового материала с актуализацией опорных знаний.

Урок начинается с записи учителем на доске темы и целей урока: “Размножение и развитие млекопитающих”. Учитель обращается к классу: “Изучая растительный и животный мир, вы узнали, что наряду с питанием, дыханием, раздражимостью, ростом и развитием есть ещё один признак, который свойствен всем живым организмам. Подумайте, что это за признак? (Учащиеся называют размножение) В чем заключается сущность этого процесса? Какие формы размножения вам известны?”

В ходе беседы на доске заполняется схема:

Размножение

  • Бесполое
    • Делением
    • Спорами
    • Вегетативное
  • Половое

Учитель задает классу вопросы: какой способ размножения (половое или бесполое) наиболее распространен в природе как у растений, так и у животных? (Половое). Почему именно половой способ размножения более прогрессивный в органическом мире? (Чтобы ответить на последний вопрос, учитель предлагает вспомнить основные черты полового размножения растений и животных).

- Что такое размножение?

- Размножение – это воспроизведение себе подобных (использование репетитора “Биология”).

Размножение в органическом мире
(начертите таблицу № 1)

Знакомые понятия Новые понятия
Размножение

Оплодотворение

Зигота

Сперматозоид (спермии)

Зародыш

Яйцеклетка

Яичники

Семенники

Матка

Плацента

Беременность

Роды

Эмбрион

Эмбриология

Млечные железы

Рассмотрение под микроскопом микропрепараты “Яйцеклетка и сперматозоиды млекопитающих”.

В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы:

1. Яйцекладущие, или первозвери, не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос (!) и ехидны (!), обитающие в Австралии и на прилегающих островах.

Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому – то зверю. Ещё более изумились все, когда выяснилось, что утконос… откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако выяснилось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Млечные железы не имеют сосков. Поэтому молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его.

Ехидны по внешности несколько напоминают ежа с очень длинными иглами. Они тоже откладывают яйца, но не насиживают их, а вынашивают в сумке на брюхе. Так же как у утконоса, детеныши слизывают молоко, выделяющееся по всей поверхности живота. Температура тела 25 – 30 градусов.

2. Сумчатые – это млекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными (например, у кенгуру ростом в 2 м детеныш рождается длиной всего 3 смекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными.. Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. В сумке находятся млечные железы с сосками. Новорожденный детеныш обычно висит на соске, не выпуская его изо рта. Подрастая, он начинает вылезать из сумки и питаться той же пищей, что и взрослые животные. Однако еще детеныш в случае опасности прячется в сумку и опять подкрепляется молоком, хотя в это время на другом соске уже может висеть его младший братец.

3. Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матке плацентой (детское место). В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери и зародыша. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена.

Процесс внутриутробного развития зародыша живородящих животных и человека называют беременностью.

Сроки беременности у млекопитающих различны
(таблица № 2 )

Вид Длительность беременности (мес.)
Человек 9
Индийский слон 21
Шимпанзе 8
Домашняя собака 2
Крупный рогатый скот 9
Кошка 2
Свинья 4
Овца 5
Морская свинка 2
Кролик домашний 0,7
Мышь 0,7

Учитель задает вопрос: Чем различается размножение мелких и крупных зверей?

IV. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Особенно развита забота о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными. У многих видов млекопитающих в воспитании потомства принимают участие не только самки, но и самцы (рассказ учителя с использованием компьютерной технологии).

Эволюция размножения и развития позвоночных животных
(таблица № 3)

Класс позвоночных животных Оплодотворение Форма развития зародыша Место развития зародыша
Рыбы Наружное Яйцо Водная среда
Земноводные Наружное Яйцо Водная среда
Пресмыкающиеся Внутреннее Яйцо Наземно – воздушная среда
Птицы Внутреннее Яйцо Наземно – воздушная среда
Млекопитающие Внутреннее Яйцо Организм животного

V. Творческое домашнее задание: прочитать параграф 31 - по Латюшину, параграф 69 -по Быховскому. Подготовить выступления на заданную тему (учащиеся получают домашнее задание, записывают его в тетрадь).

VI. Учащиеся работают с тестами.

Тест

Выбрать один ответ из четырех

№1.

1. В природе существует два основных способа размножений:

а) бесполое и вегетативное;

б) бесполое и половое;

в) половое и делением клетки пополам;

г) половое и вегетативное.

2. Преимущества полового размножения перед бесполым заключается в:

а) быстром увеличении численности особей;

б) сохранении преемственности между родителями и потомством;

в) расселение особей;

г) повышении возможности приспособленности потомства к окружающей среде.

3. Впервые внутренний скелет появляется у:

а) рыб;

б) земноводных;

в) пресмыкающихся;

г) млекопитающих.

4. Вентиляция легких у млекопитающих осуществляется благодаря:

а) бронхам;

б) трахеям;

в) легким;

г) диафрагме.

5. Обмен веществ – это:

а) поступление и удаление из организма газообразных веществ;

б) поступление веществ в организм;

в) происходящие в организме превращения веществ;

г) удаление из организма непереваренных остатков пищи.

6. Пищеварительная система млекопитающих выполняет функции:

а) доставки клеткам тела питательных веществ;

б) удаления из организма продуктов распада;

в) переработки пищи, выведение из организма непереваренных остатков пищи;

г) регулирования и согласования деятельности органов и систем.

7. Для кровеносной системы млекопитающих характерны:

а) двухкамерное сердце, один круг кровообращения;

б) трехкамерное сердце, два круга кровообращения;

в) четырехкамерное сердце с неполной перегородкой, два круга кровообращения;

г) четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

8. У млекопитающих кровь из артериальной превращается в венозную в кровеносных сосудах:

а) малого круга кровообращения;

б) большого круга кровообращения;

в) малого и большого круга кровообращения;

г) большого и малого круга кровообращения.

9. К клеткам крови не относятся:

а) лейкоциты;

б) тромбоциты;

в) эритроциты;

г) плазма.

10. Орган выделительной системы млекопитающих – это:

а) печень;

б) почки;

в) кишечник;

г) легкие.

Вывод: Млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме, развит инстинкт заботы о потомстве.

VII. Подведение итога урока. Учитель конкретизирует признаки размножения и развития, систематизирует полученную в ходе урока информацию (таблицы записываются в тетрадь). Обращает внимание учащихся на мизансцену урока. Проводит экспресс-диагностику. Благодарит за урок.