Классный час по теме "Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?". 3–5 классы

Разделы: Классное руководство


Цель: показать, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной.

Задачи: учить анализировать поступки героев и оценивать свои; развивать нравственные качества личности; воспитывать нравственную культуру общения.

Оборудование: черная коробочка, 10 листов белой и серой бумаги, 24 карточки, макет дерева (ствол, корни, ветки, листья, плоды), рисунок солнца, вырезанные из красного картона сердца.

Прощать – это понять, понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Николай Рерих

Слабый не может прощать.
Прощение есть свойство сильного.
Махатма Ганди.

Ход мероприятия

Психологический настрой

- Здравствуйте, рада вас приветствовать.

- У меня сегодня хорошее настроение! Если у вас тоже хорошее настроение, похлопайте в ладоши. Спасибо!

- Мне нравится разговаривать с вами обо всём! Если вы тоже хотите общаться, помашите мне! Спасибо!

- Когда мне грустно, я слушаю музыку. А кто слушает музыку, когда у него хорошее настроение, потопайте и похлопайте одновременно. Отлично!

- У нас хорошее настроение. 

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я очень надеюсь, что у нас сегодня не будет грустных лиц. И молчать мы не будем. Ведь мы собрались на час общения. Мне очень важно мнение каждого, не бойтесь его высказывать. Уверена, что наш разговор будет интересным и полезным.

Формулирование темы и постановка цели

Ребята, вы выбрали тему для разговора “Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?”. Я тоже ее считаю важной и актуальной.

– Скажите, чего вы ждете от сегодняшней беседы?

(Ответы детей)

– Какую цель вы ставите перед собой?

(Ответы детей)

Основная часть

– Ребята, есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Кивните, пожалуйста. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

Ответы детей: разочарование, гнев, раздражение, обида, боль.

Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию. Возникают сомнения в справедливости. Жизнь меняется в отрицательную сторону.

А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?

… Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А, какие чувства испытывает человек, обидевший другого?

Ответы детей: гнев, агрессию, чувство вины

Я предлагаю вам прослушать стихотворение Сергея Погореловского и ответить на вопрос: Что помогло мальчику простить друга?

Побил меня Гуляев Колька – зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько. Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери, ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил! Но больше дружбе не бывать.
Ты дружбы не сберег хорошей, и вот всему конец теперь.
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело вошел с поникшей головой:
Прости уж. Сердишься? За дело.
Беда, горячий я какой.
Я подхожу к нему мириться. И говорю ему ну, что ж,
Я не сержусь, чего сердиться.
Я так и знал, что ты придешь.

Что помогло ему простить друга? (ответы).

- Герой стихотворения простил своего друга. Ребята, а все ли можно простить?

- Были ли у вас ситуации, когда вы долго не могли простить своих друзей или близких?

(Ответы детей)

Практическая работа

Ребята, перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. Потом нижний левый уголок. Потом кусочек посередине по линии сгиба. Разверните свои листы. Сравните листы друг друга. Есть ли у кого-то абсолютно такой же - похожий? Нет.

Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про человека. Каждый человек неповторим и уникален.

Прощение – это то, что позволяет нам сблизиться, снижает трение между нами. Может ли человек, не умеющий прощать, быть хорошим другом, отцом, братом?

(Ответы детей)

- Такой человек всегда будет злым, недоверчивым и одиноким, как дерево, изображенное на доске, вокруг него нет ни птиц, ни травинки, не светит солнце.

Игра “Человеческие чувства”

Я предлагаю вам поиграть в игру “Человеческие чувства”.

Перед вами список различных человеческих чувств. Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих темных листочках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки положите мне в коробочку.

(Ребята рвут листочки)

- Пусть злость и обида уйдут вместе с ними.

Чувства: Досада, порядочность, агрессия, доброта, любовь, раздражение, уважение, гнев, вдохновение, интерес, презрение, ненависть, обида, зависть, сердечность, ненависть, любовь, взаимопонимание, равнодушие, радость, ревность, страх, счастье, успех.

Изготовление коллажа

Давайте сделаем так, чтобы солнце засияло нашему дереву ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.

Первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам слова. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их на солнце вместо лучиков.

Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.

Солнце дает жизнь на Земле, значит, на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.

Вторая команда приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые (крепкие) корни.

Третья команда напишет на цветах добрые мысли.

Четвертая команда напишет на плодах добрые поступки

  • Добрые слова – корни
  • Добрые мысли – цветы
  • Добрые дела – плоды
  • Добрые сердца – сады.

(открыть в последнюю очередь)

Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется, что здесь чего–то не хватает. Конечно же, нас!!! Наших добрых сердец!!!

Продолжение жизни на картине, на нашей Земле зависит от нас, от того какие поступки будем совершать. Подпишите свои “сердца” и прикрепите их на картину.

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Только обладая всеми этими качествами можно стать поистине милосердным человеком, умеющим прощать.

Заключение

– Ребята, сегодня мы с вами попытались заглянуть, совсем немножко, вглубь себя.

Я хочу поблагодарить вас за сегодняшнюю работу и вручить вам небольшие подарки. Пусть эти советы великих людей, помогут вам в жизни.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважай других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен от лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше