Программа детско-родительских занятий по подготовке детей раннего возраста к детскому саду "Вместе с мамой"

Разделы: Школьная психологическая служба


Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Однако адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, рекомендуется присутствие родителей на занятиях по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с новыми взрослыми, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого взрослого.

Поэтому на базе детского сада была создана программа “Вместе с мамой”, которая состоит из 10 занятий (3 занятия для родителей, 7 совместных занятий родителей с детьми).

Цель программы – помощь детям раннего возраста и их родителям в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Основные задачи:

  • предупреждение стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревожности.
  • развитие навыков взаимодействия с другими детьми;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

Категории участников: дети раннего возраста и их родители. В одной группе не более 10 детей и 10 взрослых, оптимальное количество детей – 8 человек.

Продолжительность: 1,5 – 2 месяца (1 раз в неделю для родителей в течение 3 недель; 2 раза в неделю детско-родительские группы в течение 3-4 недель).

Оборудование: компьютер, серия компакт – дисков “Музыка с мамой” Е. и С. Железновых с методическими рекомендациями, надувные маты для сидения; игрушки в зависимости о темы занятия, большие мячи по количеству детей.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Ведущий использует ритуалы: приветственные и прощальные песенки, которые помогают детям настроиться на занятие и указывают на его завершение. В процессе движений, сопровождаемых музыкой и словами, у детей появляется желание подражать, взаимодействовать с другими, возникает чувство уверенности и комфорта.

Совместные занятия родителей с детьми длятся 15 – 20 минут и проводятся, как правило, в апреле – мае месяце. Возможно проведение таких занятий в течение первых двух-трех месяцев пребывания детей в детском саду

Тематический план занятий.

№ п/п Тема занятия Количество часов Участники
дети родители
1 Детский сад – новый период в жизни семьи (групповая консультация) 1 - +
2 Кризисы раннего возраста (семинар – тренинг) 1 - +
3 Детский сад глазами родителей (семинар-практикум) 1 - +
4 Божья коровка 1 + +
5 Мыльные пузыри 1 + +
6 Котята 1 + +
7 Медвежонок 1 + +
8 Куклы 1 + +
9 Веселая обезьянка 1 + +
10 Вместе весело играем! 1 + +

Содержание занятий.

  1. Детский сад – новый период в жизни семьи (групповая консультация). Эмоциональный портрет ребенка раннего возраста, впервые посещающего детский сад. Критерии и факторы успешной адаптации детей к условиям детского сада.
  2. Кризисы раннего возраста (семинар-тренинг). Мини-лекция “психологический портрет ребенка раннего возраста”. Упражнение с шарфами, “Детский сад”
  3. Детский сад глазами родителей (семинар-практикум). Групповой рисунок “Детский сад”.
  4. Божья коровка. Приветствие “Начинаем заниматься” (Е. Железнова). Разминка “Где же наши ручки”. Знакомство и игры с божьей коровкой. Потешка “Божья коровка, улети на небо...”. Прощание “Всем домой пора” (Е. Железнова).
  5. Мыльные пузыри. Приветствие. Разминка. Мыльные пузыри. Упражнение “Наши шарики”. Упражнение на больших мячах “Я еду-еду”. Прощание.
  6. Котята. Приветствие. Разминка. Игра “Найди котенка”, Упражнение “Как котята”. Имитационное упражнение “Превращение язычка”. Пальчиковая игра “Котята”. Релаксационное упражнение “Котята спят”. Прощание.
  7. Медвежонок. Приветствие. Разминка. Игра “Я бурый медвежонок”, “Упражнение – имитация “Мишки”, Упражнение на мячах “Я еду-еду”. Прощание.
  8. Куклы. Приветствие. Разминка. Знакомство с куклой. Упражнение “Веселый язычок”. Пальчиковая игра “Стенка, стенка...”. Упражнение на больших мячах. Прощание.
  9. Веселая обезьянка. Приветствие. Разминка. Пальчиковая игра “Обезьянки”. Упражнение “Дразнилки”. Упражнение на больших мячах. Прощание.
  10. Вместе весело играем! Приветствие. Разминка. Игра “Отгадай”. Пальчиковая игра “Дом и ворота”. Песенка – игра “Соседи”. Упражнение на больших мячах. Прощание.

Ожидаемые результаты:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
  • Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.
  • Развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и сотрудников детского сада.

Конспекты совместных занятий родителей с детьми.

Божья коровка

Приветствие. “Начинаем заниматься”.

(1) Ну-ка, все - встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять - ручками качать
(2) Начинаем заниматься, будем весь урок стараться

Повторять, не зевать, всё запоминать

1 - Берём детей на руки и идём по кругу.

2 - Поворачиваемся в центр круга и, придерживая ребёнка за ручку, помогаем махать ею в такт (“приветственный жест”).

При повторении – меняем направление движение и помогаем махать другой рукой во время припева.

Знакомство и игры с божьей коровкой.

Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней. Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки

- Ребята, представьте себе, что божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог делает вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети вместе с родителями повторяют показанные движения.

- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Потешка “Божья коровка, улети на небо...”.

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети с помощью родителей повторяют за ним.

(1)Божья коровка,
(2)Улети на небо,
(3) Принеси нам хлеба,
(4)Черного и белого,
(5) только не горелого!

  1. Ритмично покачивают ладонями
  2. Делают взмахи перекрещенными кистями рук
  3. Машут кистями рук на себя
  4. Ритмично хлопают в ладоши
  5. Грозят указательным пальцем.

- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием.

Дети дышат на ладошки (психолог просит детей широко открыть рот т длительно произносить звук “А”).

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдыхают через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки и произносят длительно звук “У”.

- А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились

И в божьих коровок превратились...

Игра “Где же наши ручки”.

Где же наши ручки?
Вот наши ручки
Вот где наши ручки!

Где же наши ножки?
Вот они ножки
Вот где наши ножки!

Где же наши щечки?
Вот наши щечки
Вот где наши щечки!

Где же наши ушки?
Вот наши ушки
Вот где наши ушки!

Где же наши пальчики?
Вот наши пальчики
Вот где наши пальчики!

Посадите малыша себе на колени. Помогайте прятать ручки (за спину); ножки, щечки, ушки (закрыв ладонями); пальчики (сжав кулачок) и “находить” их.

Прощание “Всем домой пора”.

Ну-ка, все - встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять - ручками качать
Целый час мы занимались и немножко баловались
А теперь, детвора, всем домой пора!

Прощание проводится аналогично приветственному варианту песни. Заменяем хлопки в ладоши жестом “до свидания” (машем руками).

Мыльные пузыри

Приветствие “Начинаем заниматься” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра – разминка “Где же наши ручки” (см. Занятие “Божья коровка”).

Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку:

В мыльной воде родился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел – лопнул!

Психолог и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их, рассматривают.

Игра “Наши шарики”

(1)Наши шарики берем
И трясем, трясем, трясем
Ведь каждый шарик – не простой
С горохом, рисом и крупой!

(2)Поднимите шарик свой
Высоко над головой
(3)На носик можно положить
Но только, чур, не уронить!
(4)Наши шарики берем...

(5)Прыгай, прыгай высоко
Прыгать с шариком легко
Так прыгай, прыгай веселей
И даже ножки не жалей
(6)Наши шарики берем...

(7)Шар перед собой кладём
И вокруг него идём
И даже можно проскакать
Но только шар не задевать
(8)Наши шарики берем...

(9)На ладошке шар несём,
А другой ладошкой бьём
И дружно говорим слова
И раз - и два, и раз - и два
(10)Наши шарики берем...

Для проведения игры можно использовать шейкеры, коробочки от киндер-сюрпризов, шарики, в которые можно насыпать крупу.

1, 4, 6, 8, 10 – берём шарик одной или двумя руками (в зависимости от размера), ритмично встряхиваем его

2 – продолжая встряхивать, поднимаем шар над головой

3 – опустив руки, кладем шарик на нос, качаем головой

5 – прыгаем

7 - положив мячик на пол, идём и прыгаем вокруг него

9 – несем шар на ладони, второй рукой – ритмично хлопаем по нему . Идём по комнате.

Игра на больших мячах “Я еду-еду”

(1)Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу
Везёт меня машина, везёт меня машина...
Туда, куда хочу

(2)Теперь быстрей мы едем, мотор стучит сильней
Ещё быстрей поехали...
Ещё-ещё быстрей

(3)Свернули мы направо, а впереди канава
И нас трясёт-трясёт...
Но едем мы вперёд

(4)На тормоз мы нажали, и вот уже стоим
Гудеть машины стали...
Мы громче вех гудим

(5)Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу
Везёт меня машина, везёт меня машина...
Туда, куда хочу

1 – покачиваем ребёнка на мяче (малыш крутит воображаемый руль)

2 – помогаем малышу пружинить на мяче

3 – помогаем подпрыгивать на мяче

4 – останавливаемся, малыш сигналит – бьет ладошкой по воображаемому рулю.

5 - покачиваем ребёнка на мяче

Прощание “Всем домой пора”. (см. занятие “Божья коровка”)

Котята

Приветствие “Начинаем заниматься” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра-разминка “Где же наши ручки” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра “Найди котенка”

Психолог: “Сегодня на занятие обещал прийти к нам котенок. Вы не видели? (ответы детей). Да где же он? Ребята, я догадалась, он спрятался в бассейне. Я предлагаю вам найти котенка (дети заходят в сухой бассейн и ищут котенка). Молодцы, ребята, котенок очень рад, что вы его нашли”

Упражнение “Как котята!”

(1)Как котята, тихо-тихо парами идем,
(2)А теперь в ладоши хлопнем,*
(3)“Мяу, мяу” - мы споем.
(4)А теперь в ладоши хлопнем,
Песенку споем.

* мы вместе прыгнем, мы дружно топнем, мы повернемся

Дети стоят парами друг с другом или с родителями.

1- идем по комнате на цыпочках.

2, 4- выполняем действия в соответствии с текстом.

3 – мяукаем.

Имитационное упражнение “Превращение язычка”.

Психолог: “Котенку понравилось, как вы пели песенку котенка. А теперь предлагаем вашим язычках побыть немного котятами.

Вышел котенок на крылечко (широкий язычок лежит на нижней губе 3-4 секунды). Посмотрел по сторонам: вправо-влево (кончиком языка дотрагиваются до уголков губ 6 раз) и спрятался (убирают язычок, закрывают ротик). Решил котенок подкрепиться и стал лакать молочко (рот открыт, водят язычком по верхней губе сверху вниз), потом облизнулся (облизывают губы языком круговыми движениями) и сладко зевнул (широко открывают рот и имитируют зевание): дай, думает, вздремну. Свернулся наш котенок клубочком (зацепить кончик языка за нижние зубки, спинку языка выдвинуть вперед) и уснул. А в это время другие котята играли с мамой-кошкой”

Пальчиковая игра “Котята”

(1)У кошечки нашей есть десять котят,
(2)Сейчас все котята по парам стоят:
(3)Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых,
(4)Два маленьких самых и очень красивых.

1 – поглаживаем руки.

2 – смыкаем ладони и пальцы.

3 – постукиваем пальцами друг по другу, начиная от больших пальцев.

4 – отводим руки в стороны, сжимаем кулаки, оставив выпрямленными только мизинцы. Сгибаем и разгибаем мизинцы.

Релаксационное упражнение “Котята спят”

Психолог включает релаксационную музыку и говорит: Ребята, представьте, что вы маленькие котята. И вы захотели спать. Найдите себе удобное место. Свернитесь клубочком. Закройте глазки. Вы отдыхаете... Вам спокойно и хорошо.... Дышите легко и свободно... вы отдыхаете.. (2-3 минуты). Вы проснулись, развернулись, потянулись. И вновь в деток превратились и в комнату вернулись. Вы хорошо отдохнули. У вас хорошее, бодрое настроение. Улыбнитесь друг другу”.

Прощание “Всем домой пора”. (см. занятие “Божья коровка”)

Медвежонок

Приветствие “Начинаем заниматься” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра – разминка “Где же наши ручки” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра “Бурый медвежонок”

(1)Я бурый медвежонок,
Меня должны вы знать
Люблю я мёд и сахар,
Люблю потанцевать
(2)Пусть со мной все девочки
Попрыгают, как белочки
Пусть со мной все девочки
Попрыгают, как белочки

(3)Я бурый медвежонок,
Меня должны вы знать
Люблю я мёд и сахар,
Люблю потанцевать
(4)Пусть со мной все мальчики
Попрыгают, как зайчики
Пусть со мной все мальчики
Попрыгают, как зайчики

...

(6)Пусть со мной все девочки
Попрыгают, как белочки
Пусть со мной все мальчики
Попрыгают, как зайчики

Упражнение-имитация “Мишки”

Психолог: “ Мы и наши язычки превратились в мишек... Нашел мишка малину и стал ее есть, косточки от малины тщательно жевать (имитация жевания). Наелся малины и смотрит, не попала ли косточка между зубов (зубы сомкнуты, губы раскрыты). Ай какая вкусная малина! (облизывают губы языком круговыми движениями). Надо бы водички попить, решил мишка (имитация лакания). Попил водички и лег отдохнуть (кладут широкий язычок на нижнюю губу и удерживают его до 5 секунд). Отдохнул, встал, потом по лесу гулял (движения вправо-влево). Веточки собирал, наступил на шишку и заревел наш мишка: “Э-Э-Э!” (голова чуть опущена на грудь, рот широко открыт)”.

Игра “Медвежата”

(1)Три медвежонка прыгали в саду
(2)И один сказал – я упаду!
(3)И, конечно, он упал вниз головой
(4)Медвежонка увели домой.

(проигрыш)

(5)Два медвежонка прыгали в саду
(6)И один сказал – я упаду!
(7)И, конечно, он упал вниз головой
(8)Медвежонка увели домой.

(проигрыш)

(9)Вот медвежонок прыгает в саду
(10)И он говорит – я упаду!
(11)И, конечно, он упал вниз головой
(12)Медвежонка увели домой.

1, 5, 9 – ноги на ширине плеч, носки смотрят внутрь. Подпрыгиваем на месте

2, 6, 10 – на слова “я упаду” - показываем на себя (хлопаем по груди)

3, 7, 11 – два наклона

4, 8, 12 - переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте

Проигрыш – ходим по комнате

Игра на больших мячах “Я еду-еду”. (см. занятие “Мыльные пузыри”)

Прощание “Всем домой пора”. (см. занятие “Божья коровка”)

Куклы

Приветствие “Начинаем заниматься” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра – разминка “Где же наши ручки” (см. Занятие “Божья коровка”).

Упражнение “Веселый язычок”

Психолог: Ребята, а у кукол есть ротик? (ответы детей). Покажите (дети показывают). Я предлагаю вам показать куклам, где ваши ротики (дети показывают). Покажите, как ваш ротик широко открывается и закрывается. (Чередуют до 5 раз). Губки улыбаются – в трубочку складываются (чередуют до 5 раз). А кто в ротике живет? (дети отвечают).

Правильно. Вот и он – веселый язычок. Не хочет он сидеть на одном месте. То выглядывает, то прячется. (Дети высовывают язычок и убирают). Иногда прячется за зубки и не показывается (зубки сомкнуты, губы закрыты). Потом ляжет на нижнюю губу и не шевелится, лежит, отдыхает. (Дети стараются удержать язычок до 4-5 секунд). Ветерок подует, язычок посмотрит по сторонам: вправо-влево (выполняют до 5-6 раз) и спрячется. (Язычок убирают). Посидит, посидит в домике, выбежит и давай шалить и дразниться. (Дети широким передним краем языка выполняют движения вперед-назад). Наиграется и снова прячется.

Ребята, а кроме ротика, что есть еще у кукол на лице?” Дети отвечают и показывают.

Пальчиковая игра “Стенка, стенка...”

Стенка, стенка (указательный палец показывает на щечки),
Потолок (лобик),
Два окошка (глазки),
Дверь (ротик),
Звонок (носик),
Дзинь-дзинь-дзинь! (нажимаем на носик)
Никто не открывает! (сцепляем руки в замок)
Только зря звоним в звонок (большие пальчики приподнять и прикоснуться ими друг к другу),
На дверях большой замок!
В этом домике все спят (имитация зевания),
Да и нам с тобой велят!

Игра на больших мячах “Я еду-еду”. (см. занятие “Мыльные пузыри”)

Прощание “Всем домой пора”. (см. занятие “Божья коровка”)

Веселая обезьянка

Приветствие “Начинаем заниматься” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра-разминка “Где же наши ручки” (см. Занятие “Божья коровка”)

Упражнение “Дразнилки”

Ребята, все обезьянки очень любят строить рожицы и дразниться. Я предлагаю вам подразнить нашу обезьянку. Покажите ей язычок. (высовывают язык как можно дальше изо рта). Подойдите к столам, возьмите зеркало. А теперь передразните обезьянку, покажите, как она прячет язычок за нижнюю губу, за верхнюю губу (дети пробуют вставить широкий язычок между нижней губой и нижними зубами, затем между верхней губой и верхними зубами.)

Игра на больших мячах “Я еду-еду”. (см. занятие “Мыльные пузыри”)

Прощание “Всем домой пора”. (см. занятие “Божья коровка”)

Вместе весело играем!

Приветствие “Начинаем заниматься” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра – разминка “Где же наши ручки” (см. Занятие “Божья коровка”).

Игра “Отгадай”

Психолог предлагает детям подойти к столу, на котором стоят игрушки: медвежонок, лягушонок, дельфин, ежик, обезьянка, белочка, котенок, птичка, пчелка кукла.

Детям предлагается сесть и отгадать загадки

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет?
Сушит на зиму грибы? (белка)

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель... (ежик)

Перышки свои расправит,
Вверх взлетит и полетает,
А как зернышки найдет,
Тут же в клювик соберет (птичка)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь – лесной... (медведь)

Это что тут за кривляка?
Это что за забияка?
Всем корчит рожицы она,
Но все ж забавна и мила! (обезьянка)

С друзьями вместе, иль один
В море плавает... (дельфин)

Полосатая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
И поделится медком (пчела).

Пальчиковая игра “Дом и ворота”

На поляне дом стоит (1) ,
Ну а к дому путь закрыт (2).
Мы ворота открываем (3),
В этот домик приглашаем (4)
Пчелку, ежика, котенка,
Куклу, птичку, дельфиненка,
Обезьянку, медвежонка,
Белочку и лягушонка (5)!
В одном доме все живут (6)
Их соседями зовут!

  1. изображают крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)
  2. разворачивают ладошки к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх)
  3. Разворачивают ладони параллельно друг другу
  4. Изображают крышу дома
  5. Загибают пальчики поочередно на обеих руках
  6. Изображают крышу дома.

Песенка – игра “Соседи”

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать*

Соседей можно потолкать, потолкать.

*Щекотать, пошептать, обнимать.

Дети (вместе с родителями) сидят по кругу, тесно прижавшись друг к другу. Выполняют действия в соответствии с текстом песни.

Игра на больших мячах “Я еду-еду”. (см. занятие “Мыльные пузыри”)

Прощание “Всем домой пора”. (см. занятие “Божья коровка”)

Список литературы.

  1. Железнова Е., Железнов С. Серия компакт – дисков “Музыка с мамой” с методическими рекомендациями.
  2. Зедгенидзе В.Я., Камкова Т.П. Тренинг как способ активного социального обучения родителей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008 -№ 9 – с.53 – 60
  3. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) – СПб. : Речь, 2002– с.79 - 80, 118 – 119
  4. Мартыненко Л. А., Постоева Л.Д. Играй. Слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3 – 4 лет – СПб.: Речь, 2010 – 95 с.
  5. Маруич М.Б. Семинар-практикум для родителей, которые не посещают детский сад // Воспитатель ДОУ – 2008 - № 4 – с.104-108
  6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2003 – 72 с.