Задача урока:
- Закрепить знания об основных закономерностях изменения свойств элементов, отраженных в периодической системе; обобщить полученные сведения о физическом смысле периодической системы.
- Закрепить умение пользоваться периодической таблицей для характеристики элементов и их соединений.
- Развивать знания об особенностях строения атомов металлов и неметаллов.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблица «Периодическая система элементов Д.И. Менделеева», комплект карточек из дидактического материала, вспомогательная таблица, тесты, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель знакомит учащихся с темой урока, записанной на доске, планом проведения урока.
II. Основная часть
1. Для чего изучается периодическая система и периодический закон химических элементов?
2. Какие функции выполняет закон? (Обобщающую, объясняющую, прогностическую.)
3. Что нужно знать, чтобы дать характеристику любого конкретного химического элемента? (Порядковый номер элемента, номер периода, периодичность, номер группы, изменение металлических и неметаллических свойств.)
4. Устная разминка (тесты заготовлены заранее):
-
Исходя из нижеприведенных электронов схем атомов химических элементов, определите, какие из главной подгруппы:
а)+2,2е;
б)+4,2е2е;
в)+10,2е8е;
г)+20,2е8е8е2е;
д)+36,2е8е18е8е; -
Найдите соседей в периодической системе элементов Д.И. Менделеева:
а)2е;
б)2е8е4е
в)2е8е4е;
г)2е2е
д)2е8е8е2е
е)2е8е8е
ж)2е8е5е -
Посмотрите на следующую запись, со всем ли вы согласны?
а) 1s22s1 – 2-й период, 1 группа, главная подгруппа;
б) 1s22s22p1 – 2-й период, 3 группа, главная подгруппа;
в) 1s22s22p4 – 2-й период, 6 группа, главная подгруппа;
г) 1s22s22p6 – 2-й период, 8 группа, главная подгруппа.
III. Физминутка.
5. Перейдем к характеристике конкретных химических элементов №12 и №17 (класс самостоятельно работает по вариантам)
(Два ученика получили карточки с заданиями: дать характеристику этих элементов, сознательно допуская ошибки и неточности.)
№12
Мg – 2-й период, I группа, побочная подгруппа;
Мg-+12,2е8е2е;
1s22s22p63s23р ;
р-элемент, 2е-валентность;
Мg – типичный М (2е, начало периода);
МgО – оксид;
Мg(ОН)2 – основание.
№17
Сl – 3-й период, VI группа, главная подгруппа;
Сl-+17,2е10е5е;
1s22s22p63s23p5;
р-элемент, 5е-валентность;
С6 – типичный неМ (5е, вторая половина периода, начало группы)
Cl2O7 – оксид;
НСlО4 – гидроксид;
НСl – кислота.
Учащиеся класса должны найти недочеты у ребят, отвечающих у доски.
6. Задание-загадка.
Нам пришло письмо от элемента, которой пожелал остаться неизвестным, сообщив о себе следущие: строение электронных оболочек его-2е8е8е2е. Элемент надеется, что вы его узнаете, напишите формулу его высшего оксида, уравнения возможных реакций этого оксида со следующими веществами: О2, Н2О, НСI, NaОН, H2SO4
7. Игра «Отгадай или найди».
Сейчас мы с вами будем решать задачи по нахождению элемента.
Задача№1. Определите формулу гидроксида, если его относительная молекулярная масса равна 121, а элемент, входящий в состав формулы, находится в lll группе.
Задача №2. Оксид элемента lll группы имеет относительную молекулярную массу 102. Какой это оксид?
Задача №3. Формула высшего газообразного водородного соединения НЭ. Найдите его относительную молекулярную массу, если известно, что элемент находится в V периоде.
8. Какие знания о свойствах элементов мы не использовали при выполнении упражнений (изменение металличности и неметалличности)
В
Мg Аl Sl
Cа
Определите, какой из элементов более металличен по горизонтали, по вертикали.
IV. Выполнение творческой самостоятельной работы (15 мин).
V. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Учитель.
- Как вы думаете, будет ли периодической закон существовать в ХХl веке?
- Роль закона для целенаправленного поиска в природе и синтеза новых элементов.
- Периодическая система – кратный конспект химии, величайший справочник и путеводитель, неиссякаемый родник новых научных откровений и обобщений
VI. Домашнее задание.
Подготовка сообщений к уроку-панораме Д.И. Менделеев.