Интеграция ресурсов общего и дополнительного образования как фактор педагогической поддержки одаренных детей

Разделы: Общепедагогические технологии


Адресация: Программа предназначена для педагогов, работающих с одарёнными детьми 1-4-х классов, родителей одарённых детей.

Участники: Учителя начальных классов, ИЗО, технологии, музыки, физической культуры, педагог-организатор, библиотекарь, социальный педагог, заместитель директора по ВР, обучающиеся 1-4-х классов, родители обучающихся, представители социума.

Возраст учащихся, количество: 6,5-10 лет, 101 обучающийся.

Ведущие идеи программы:

  • Расширение общественного участия в развитии и поддержке одарённых детей. Организация информационно-методического и психологического сопровождения родителей.
  • Выявление и поддержка способностей детей.

Цель программы: Систематизация работы с одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность; создание условий для выявления, обучения, развития, воспитания, сопровождения и поддержки индивидуальных задатков интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей начальной ступени МКОУ СОШ №17.

Задачи программы:

  • объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого, интеллектуального и спортивного потенциала одарённых детей;
  • создать банк достижений и успехов одарённых детей ОУ в области интеллектуального, художественно-эстетического и спортивного направления для дальнейшего сопровождения;
  • создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня).
  • Изучить состояние интеллектуального, художественно-эстетического, спортивного развития обучающихся школы, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.
  • Повысить квалификацию педагогов ОУ по интеллектуальному, художественно-эстетическому и спортивному развитию обучающихся, работе с одарёнными детьми. Выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников.
  • на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • организовать мероприятия для повышения социального статуса одарённых и способных детей;
  • проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
  • совместно с родителями поддерживать одарённого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
  • в конце учебного года проводить праздник «Овация».
  • выявление одаренных детей, развитие их творческих способностей в научно-исследовательской, художественно-эстетической, спортивной деятельности;
  • обеспечение возможности участия одаренных детей в массовых мероприятиях, имеющих школьный, муниципальный, региональный, Всероссийский и международный уровень организации.
  • модернизация материально технической базы образовательного учреждения, работающего с одаренными детьми.

Гипотеза эксперимента: Если объединить потенциал школы и учреждений дополнительного образования в реализации внеурочной деятельности, то это приведет к качественно новому результату воспитания младших школьников.

Материально-техническое обеспечение: Компьютер, копировальный аппарат, сканер, видеомагнитофон, аудиомагнитофоны, телевизор, музыкальный центр, DVD-плеер, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат. Кабинеты для обучения детей ИЗО, музыке, технологии, учебным предметам 1 ступени, оборудованные демонстрационным материалом, наглядностью, ТСО (телевизором, магнитофоном, компьютером, интерактивной доской), системой голосования, цифровой экспериментальной лабораторией, мебелью согласно возрасту детей.

Ожидаемые положительные результаты:

  • продукты деятельности педагогов: методические рекомендации, статьи, сценарии занятий, дидактические разработки;
  • продукты деятельности учащихся: презентации, видеоролики, сценарии, программы, мероприятия, рисунки, поделки, коллекции;
  • продукты деятельности других участников: выпуск газеты, изготовление костюмов, создание видеофильма, изготовление фотоальбома, презентаций.

Результаты реализации программы: Система научно-методической, нормативно-правовой, информационной поддержки одарённых детей, учителей и родителей. Совершенствование системы работы с одаренными детьми. Участие 50% обучающихся в учебно-исследовательской деятельности, научно-технических, спортивных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка.

Целевые индикаторы и показатели результативности:

  • Увеличение числа интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей 1 ступени МКОУ СОШ №17, охваченных различными формами работы, до 80%.
  • Увеличение числа детей, получивших возможность участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, фестивалях, имеющих школьный, муниципальный, региональный, Всероссийский и международный уровень, на 20 %.
  • Увеличение численности школьников, занятых различными формами спортивной деятельности, до 80% от общей численности обучающихся начальной школы.

Система контроля исполнения программы: Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях, методическом совете.

Срок реализации программы эксперимента: 2013-2017 гг.

Пояснительная записка.

1. Проблемная ситуация. Актуальность.

Определяется государственным заказом, федеральными документами по данному направлению:

  1. Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы.
  2. Президентская инициатива «Наша новая школа»
  3. Концепция одаренности, разработанная по заказу правительства РФ от 2003 г.
  4. Областной мега-проект «Поддержка талантливых детей».
  5. Районная программа «Одаренные дети».
  6. Программа развития школы «Школа ключевых компетенций».

Актуальные проблемы для ОУ:

Проблемная ситуация, на решение которой направлен эксперимент, заключается в том, что в условиях модернизации образовательной системы, перехода к ФГОС нового поколения и изменения условий образовательной среды в сторону интеграции общего и дополнительного образования отсутствует нормативно-правовая база и четкие механизмы создания этих условий и реализации результатов образования. Эксперимент направлен на преодоление ситуации рассогласования требований к результатам образования и условиями организации образовательного процесса посредством интеграции общего и дополнительного образования.

  • недостаточный уровень административной, информационной, организационной и научно-методической поддержки одарённых детей в области художественно-эстетического воспитания;
  • несформированность (мотивационной, психологической, технологической) готовности учителей к работе с одарёнными детьми;
  • слабый уровень просвещенности родителей по проблемам одаренности детей;
  • ограниченность «территории успеха» для выявления и продвижения одарённых детей.

2. Инновационные идеи:

  • Поддержка и развитие способностей детей в области интеллектуального, художественно-эстетического и спортивного воспитания.

Цель. Разработка системы административного, информационного, научно-методического сопровождения одарённых детей МКОУ СОШ №17.

В программе были определены целевые группы, проанализированы проблемы целевых групп, причины их возникновения:

В соответствии с анализом целевых групп, сформулированы задачи программы:

  • Введение идей компетентностного подхода, идей сопровождения, индивидуального подхода в практику образования одарённых детей.
  • Создание сетевого взаимодействия, открытой образовательной среды.
  • Совершенствование системы повышения квалификации для подготовки высокопрофессиональных кадров для работы с одарёнными детьми.
  • Расширение социального партнерства.
  • Расширение возможностей развития способностей детей.
  • Организация информационно-методического и психологического сопровождения родителей.
  • Разработка - научно-методического, информационного, программно-методического, нормативно-правового обеспечения реализации программы.

Для эффективного функционирования в сложном современном мире человеку важно не просто адаптироваться к среде и усвоить социальные роли и правила, необходимо постичь науку создавать нечто новое, преобразуя себя, т.е. быть творческим. Творческая личность – это деятельностный субъект, целостно реализующий и развивающий свои способности, потребности, интересы в различных формах социальной активности, направленной на созидание индивидуально-неповторимых, социально-значимых материальных и духовных ценностей. Только творческая личность способна к созиданию и может реально влиять на происходящие в мире процессы, направлять и изменять их.

Способность к творчеству в современной системе образования рассматривается как важный компонент в воспитании человека нового поколения. Через творческую деятельность ребенок показывает свое понимание окружающего, свое отношение к нему. Это может помочь взрослому раскрыть внутренний мир ребенка, особенности его восприятия, представлений, интересов и способностей. В своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Через созданный творческий объект и, реализуемые в нем ценности, взгляды, идеи, уже начинающие складываться позиции, ребенок обращается к сверстникам, родителям, педагогам, обществу, окружающему миру.

Развитие обучающегося как творческой личности должно осуществляется ежесекундно, на уроках, праздниках, в игре и быту. Для нас важно, чтобы среда ОУ смогла обеспечить эффективное креативное развитие школьника и максимальную реализацию тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «творческих» видах деятельности.

Необходимость интеграции общего и дополнительного образования обуславливается процессами, происходящими в современном образовании, его модернизацией.

Интеграция общего и дополнительного образования детей, становится важным условием перехода на ФГОС ООО.
Цели дополнительного образования сегодня направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника, предоставление возможностей выстраивания собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального модуля. Реализация таких возможностей увеличивается при объединении образовательных ресурсов школы и учреждений дополнительного образования детей.

Содержание программы

Программа экспериментальной деятельности разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и поддержку одаренных детей начальной школы.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

При разработке программы в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

При разработке теоретических основ программы в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

  1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
  2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
  3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
  4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность может проявляться:

  • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
  • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
  • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Приложение.