Цели:
- Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
- Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.
- Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
- Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа; высказывания, отражающего значимость математики;
- определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.
’’Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит’’
М.В. Ломоносов
– Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить ''ум в порядок'')
– Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. (Многозначные числа).
– С чего все начиналось? (Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число).
– Очень многое узнали. Но есть еще кое-что. Хотите узнать что?
– Чтобы узнать что-то новое, сначала что нужно сделать? (Повторить старое).
II. Актуализация знаний.
Цели:
- актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением (а : в = с, с * в = а);
- алгоритм деления с остатком
- правило деления суммы на число;
- тренировать вычислительные навыки.
а)– Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.
– Сколько сотен? Всего десятков?
– Какие цифры использовали для составления этих чисел? (4, 0, 7)
б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. (74000, 40007)
– Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.
– На сколько одно число больше другого? (Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993)
– Правильно ли вычли? Как можно узнать? (Сложением)
– А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик)
– Покажите, как это? (Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)
– Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать, они были бы довольны.
в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? (Деление)
– Давайте и здесь наведем порядок.
28:3 | 40:8 | 56:4 |
58:9 | 32:4 | 240:60 |
39:5 | 49:7 | 7200:90 |
– Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!
– А теперь попробуйте разделить устно
563:4=
III. Постановка проблемы.
Цели:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления;
- согласовать тему и цель урока.
– Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.
– Какую же задачу мы ставим перед собой на этом уроке? (Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ.)
– Сформулируйте тему урока. (Деление на однозначное число.)
IV. Проектирование и фиксация нового знания.
Цели:
- организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;
- зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.
а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?
– Нарисуем графическую модель числа 536.
– Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? (Удобнее сначала разделить сотни .)
– Сколько сотен разделим на 4? (4 сотни.)
– Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? (Добавить к десяткам и потом делить десятки.)
– Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? (Всего десятков 13, а разделится 12.)
– Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? (Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4.)
– А как записать то, что мы сделали на рисунке ?
536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4+134
– Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые– это долго, начать делить крупные единицы счета– запись не очень короткая…
– Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. (Столбиком)
Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.
– Какой способ самый рациональный?
б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий.
– Что нужно сделать в первую очередь? и т.д.
- Найти первое неполное делимое.
- Определить число цифр в частном.
- Найти цифры в каждом разряде частного.
V. Первичное закрепление.
Цели:
- зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на однозначное;
- тренировать способность к выполнению деления «уголком».
а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ” на доске и в тетрадях. Алгоритм деления я буду подсказывать.
732:3
б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.
375:3
в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.
375:3
г) – Работа по учебнику с.12№5.
VI. Самоконтроль с самопроверкой.
Цели:
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.
– Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
с.12 №6
1 в. – 2 пр.
2 в. – 3 пр.
– Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
VII. Повторение с включением новых знаний.
Цели:
- закрепить умение решать текстовые задачи;
- тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;
- развивать творческие способности учащихся.
– Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?
– Решим задачу на с. 12 №7(а)
VIII. Итог урока.
Цели:
- оценить результаты собственной деятельности;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел на однозначное число.
– Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
– Вспомните, с каких слов мы начали урок?
– Привели в порядок свои знания?
– Чему научились?
– Довольны ли вы своей работой?
– Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку: если на этом этапе все понятно, уверен, то +, если еще нужно потренироваться, то -.
- Научились находить первое неполное делимое?
- Научились определять количество цифр в частном?
- Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
– Вы поняли, что нужно потренировать дома?
IX. Домашнее задание.
С. 12 №5(3;4); №7(б)