В ходе урока использованы разнообразные методы и приемы работы. Активно и достаточно плодотворно учебник и программа в целом позволяют применять на уроках приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: работа в группах, работа над синквейном и другие. Урок содержит элементы проблемного обучения, самостоятельную работу учащихся.
Организационный момент и итог урока проводится в непривычной для традиционного урока форме. На этих этапах ребята не сидят за партами, а принимают участие в игре, которая помогает учителю и настроить ребят на хороший лад, и разделить их на группы для дальнейшей работы, а также имеют возможность в конце урока высказать свою точку зрения по пройденному уроку.
Одно из главных требований в современном образовании – развитие универсальных учебных действий. Поэтому на уроке ребята работают с самыми разными источниками информации: Интернет, словари, решение интерактивных кроссвордов. Работая в группах, дети учатся решать не только предметные задачи, но и привыкают слушать и слышать друг друга, самостоятельно решать возникающие в ходе работы споры, что позволяет формировать метапредметные умения.
Класс: 6.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников
Метапредметные:
М/п: пользоваться разными видами чтения, обобщать, систематизировать.
М/к: оформлять мысли в устной и письменной форме, уместно и правильно использовать речевые средства (языковые конструкции), оценивать высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать других, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные:
6ЛР: определять тип связи в словосочетании порядкового числительного с существительным, определять синтаксическую роль числительных в предложении.
3ЛР: употреблять формы Р.п. мн.ч. имён существительных с количественными числительными.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Оргмомент. |
Игра «Смешанный лес» - деление на группы Ребята входят в класс и рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом. Учитель рассчитывает учеников на 1-4 и объясняет условия игры: все ученики, получившие при счете номер 1 – это берёзы, номер 2 – это липы, номера 3 – сосны, а четвертые номера – это клёны. Учитель – лесник. Как только я называю какое-то дерево, все ученики с таким именем меняются местами, а я стараюсь занять свободное место. Кто остался без места, тот становится лесником и называет следующее название дерева. (3-4 смены) Теперь я прошу учеников с одинаковыми названия сесть за отдельные столы. У нас получились команды, которым я предлагаю совершить увлекательное путешествие - исследование над Самарской областью. Вы согласны? Вы готовы? Тогда мы отправляемся в путь! |
|
II. Актуализация изученного.
|
Путешествовать мы будем на воздушных шарах, или аэростатах. Современные аэростаты – это надёжные и безопасные средства, которые используют для воздухоплавания. Как у любых путешественников, у нас с вами есть дневники, где мы будем вести свои записи во время путешествия (Приложение). 1. Работа над предложением. Посмотрите на предложение в ваших дневниках. Аэростаты способны подниматься на высоту птичьего полёта, которая может составлять от (250)_______ до (600) ______ метров. Запишите числительные словами, учитывая правила их склонения. Прочитаем предложение. Что вы можете сказать о структуре предложения? (сложное) Какой вид придаточного предложения перед нами? (определительное) Докажите свою точку зрения. (вопрос КАКОГО?, Относится к существительному ПОЛЁТА, вводится в главное словом КОТОРАЯ) Назовите разряд прилагательного ПТИЧЬЕГО. (притяжательное) Докажите. (отвечает на вопрос ЧЬЕГО?) Поговорим о числительных. К какому разряду по значению можно отнести числительные? (количественные) Почему? (обозначают количество предметов) Что можно сказать о составе этих числительных? Ответ аргументируйте. (250 – ставное, т.к. состоит из нескольких слов, 600 – сложное, т.к. состоит из двух корней) |
Познавательные УУД
|
III. Формулирование темы и целей урока.
|
Объектом наших наблюдений во время путешествия станут национальные парки. 1. Работа с Интернет-ресурсами. Что такое национальный парк и для чего они создаются, мы попробуем узнать из Интернета. За компьютером поработает ___________ (один ученик работает с Интернет-ресурсами) 2. Наблюдение над предложением. А мы в это время поднимаемся на аэростатах над Самарской областью и вот что увидим. Рассмотрим следующее предложение в наших дневниках. На территории Самарской области расположены …. национальных парка – «Бузулукский бор» и «Самарская Лука» Нравится ли вам это предложение? Чего в нём не хватает? Дополните предложение. (слова ДВА) Как вы думаете, каким стало предложение после появления в нём числительного? (более понятным) Давайте послушаем, что же такое НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК? (Национа́льный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека) В названиях парков есть имена прилагательные. Каким способом они образованы? (Суффиксальным) Объясните правописание суффиксов в этих прилагательных. А в какие еще синтаксические единицы могут входить числительные? (словосочетания и тексты) Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте) Мы с вами довольно долго говорили о числительных. Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами сегодня? |
Регулятивные УУД
|
IV. Открытие новых знаний
|
1. Работа с иллюстрацией. С высоты парящего воздушного шара нам открывается замечательный вид. Посмотрите на это изображение. Составьте предложение, описывающее красоту этого пейзажа и используя прилагательные разных разрядов. (слушаем предложения) Как вы думаете, что может разрушить эту необыкновенную красоту? (деятельность человека) Оставленный после пикника мусор загрязняет лес. Ежегодные вырубки леса и лесные пожары лишают нас чистого воздуха. Выбросы отходов в водоёмы убивают жителей рек и озёр. (на каждое предложение из картинки убирается пазл – образуется БРЕШЬ) Деятельность человека образует на теле Земли БРЕШЬ. 2. Работа со словарём. Что значит это слово? Давайте заглянем в словарь. Со словарем поработает _____________ Наша задача сегодня не только познакомиться с новыми сведениями о числительных, но и ликвидировать образовавшиеся бреши. Сделать это мы сможем активной работой на уроке. Та команда, которая проявит большую активность и за правильное и быстрое выполнение заданий наберет больше всего жетонов, получит возможность помочь природе и залатать брешь. 3. Выборочное списывание. Перед вами два предложения. 21 марта во всем мире отмечается Международный день леса. 11 января – день заповедников и национальных парков. Выпишите из них словосочетания «Порядковое числительное + существительное». (двадцать первое марта, одиннадцатое января) Числительные какого разряда входят в данные словосочетания? (порядковые) Определите падеж имён существительных в словосочетаниях. (родительный) 4. Конструирование предложений. Попробуйте самостоятельно составить предложения на основе имеющегося в ваших дневниках материала. 21, Россия, лес, сентябрь, день, работник. Российский, сентябрь, 15, лес, день. Определите падеж слов со значением «название месяца» в получившихся предложениях. (родительный) Попробуйте сделать вывод, в каком падеже ставится название месяцев после порядковых числительных при указании даты. (Всегда в родительном) Молодцы! Жетоны получает команда __________. |
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
|
V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
|
1. Работа в группах. А сейчас мы проверим, как усвоены нами знания предыдущих уроков. Представьте, что наш аэростат приземлился на солнечной полянке, и каждая группа занялась своим любимым делом. Каждая группа выполнит отдельное задание, сделает вывод, а потом мы все вместе обсудим выводы, сделанные вами. Первая группа взяла с собой в путешествие интересную энциклопедию и решила познакомиться с научными исследованиями. 1 группа – Из предложений выпишите словосочетания «порядковое числительное + существительное». Поставьте одно из словосочетаний в родительный и предложный падежи. Определите, на основе какого вида подчинительной связи построены словосочетания. Можно воспользоваться учебником. Первый национальный парк в СССР —Лахемаа — был основан в Эстонской ССР. Самые часто встречающиеся лесные жители в Бузулукском бору - куницы, на втором месте - белки и рыси. Среди лесов Самарской Луки преобладают липняки и дубравы, третьего места удостоились осинники. (Вывод: порядковые числительные связаны с именами существительными согласованием) Вторая группа захватила с собой ноутбук и, воспользовавшись свободной минуткой, отправилась в путешествие по Интернету. 2 группа – Разгадайте интерактивный кроссворд, узнайте ключевое слово, поставьте его в предложение вместо точек. Определите, каким членом предложение является данное слово. Сделайте вывод о синтаксической роли порядковых числительных Национальный парк «Башкирия» на территории республики Башкортостан основан …… сентября 1986 года. (Вывод: порядковые числительные, обозначающие даты, в предложениях являются обстоятельствами времени) Третья группа – люди творческие. Они решили сочинить синквейн. 3 группа – Сочините СИНКВЕЙН о числительном. Не забудьте упомянуть о разрядах числительных и их роли в предложениях, словосочетаниях и текстах 1 строка – тема (существительное); А четвертая группа, радуясь солнечному дню, принялась рассматривать узоры в калейдоскопе. 4 группа – Цветной диктант «Калейдоскоп» Перед вами «калейдоскоп» с пронумерованными секторами. Я буду читать предложения, а вы – закрашивать секторы соответствующими цветами: количественное числительное – красный, порядковое – зеленый, прилагательное – желтый.
Проверка: вы правильно выполнили задание, если у вас получился такой узор калейдоскопа. Проверка работы в группах. Жетоны получают команды. Подсчитайте количество жетонов. |
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
VI. Итог урока. |
За всеми нашими делами мы не заметили, как на нашу поляну опустился вечер. Небо слало звездным, немного похолодало, и мы собрались у костра. (ребята встают с мест и собираются у «костра»). Давайте обсудим наше путешествие. Что вам показалось самым интересным? А какое задание показалось самым трудным? Что нового вы узнали. Сколько жетонов заработала ваши команда? Я думаю, мы все вместе просто обязаны помогать нашей природе. Я предлагаю выбрать каждой команде человека, который был самым активным и отправить его выполнить эту почетную миссию. (ребята закрывают бреши, которые были сняты в начале урока) Наше путешествие подошло к концу. Сейчас мы разойдемся. Но каждый из нас должен помнить, что мы в ответе за каждый наш поступок, за каждую брошенную банку или полиэтиленовый пакет, ведь разлагаются они в течение сотен лет; за каждое спиленное дерево, ведь они выделяют такой нужный нам кислород; за каждый непотушенный костер. |
Регулятивные УУД.
|
VIII. Домашнее задание.
|
Уходя с этой гостеприимной поляны, мы должны погасить костер. На языках пламени костра ваше домашнее задание, поэтому сейчас мы возьмем по одной искорке, и наш костер не причинит никому вреда. Задание на выбор:
|
|