Занятие по лексической теме "Зимующие птицы"

Разделы: Логопедия


Задачи:

«Речевое развитие»

  1. Развивать звуковую культуру речи.
  2. Развивать диалогическую речь в процессе беседы.
  3. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к овладению грамоте.
  4. Активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
  5. Закреплять практическое употребление существительных множественного числа Родительного падежа.

«Познавательное развитие»

  1. Познакомить детей со звуками Д, Д’ и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Развивать познавательную деятельность.
  2. Познакомить с буквой Д.

«Социально-коммуникативное развитие»

  1. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу.
  2. Развивать навык общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.
  2. Развивать восприятие художественной литературы, посредством чтение и проигрывание физ. минутки «Птички»
  3. Развивать внимание.

«Физическое развитие»

  1. Развивать общую моторику посредством выполнения физ. минутки.
  2. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

  • Практические: Дидактические игры: «Подружи слова», «Поймай звук», «Доскажи словечко», «Кого мы видели?» Выполнение физ. минутки «Птички», пальчиковой гимнастики «Кормушка»
  • Наглядные: Рассматривание изображений птиц, буквы; просмотр презентации «Звуки Д, Д’»
  • Словесные: Рассказ, беседа, чтение стихотворения о букве, текста физ. минутки «Птички»

Материалы и оборудование: Аудиозапись голосов птиц, картинки с изображением птиц, презентация «Звуки Д, Д’», зеркала, буквы разрезной азбуки, схемы слов, карандаши, тетради.

Ход занятия

1. Педагог включает запись голосов птиц.

– Ребята, как вы думаете, чьи это голоса?

– Какие птицы сейчас могут быть в нашей местности?

– Послушайте птиц, которые прилетели к нам в группу.

По мере прослушивания на экране появляются изображения дятла и дрозда. (Слайд №2)

– Ребята, назовите этих птиц. Они хотят познакомить вас с любимыми звуками.

Сегодня мы поговорим о звуках [Д] и [Д’], с этих звуков начинаются названия наших птиц.

2. Объясняет новую тему.

Просит взять зеркала и выполнить артикуляционные упражнения «Улыбка», «Окошко», «Пулемёт».

Произнесите звук [Д]. Что мешает свободно выходить воздуху? Что вы можете сказать о звуке [Д]? (согласный, твёрдый, звонкий).

У звука [Д] есть «младший братец», произнесите звук и скажите, какой он? (Согласный мягкий, звонкий). (Слайд №3)

3. Проводит игру «Поймай звук».

– Послушайте внимательно слоги и слова.

– Когда услышите звук [Д] топните ножкой, а когда звук [Д'] – хлопните в ладоши.

(Ды, де, ду, до, дя, ди, да. Вода, буквы, барабан, шуба, дерево, вата, дом, топор, дело, проводы, думать, дорога, вода, тропа, подарок, здание.)

4. Предлагает игру «Доскажи словечко».

Показывает картинку «дрозд». (Слайд №4)

Дрозд хочет поиграть с вами . Он унёс из слов слог ДА. Просит «вернуть» добавить в конце слова пропущенный слог ДА прово…, поез…, е…, бе…, звез…, побе… .

Дятел тоже решил с вами поиграть и спрятал в словах первый слог ДЕ. (Слайд №5)

Догадайтесь, что это за слова. …вочка …душка …ти …вять …рево …ло.

Педагог проводит гимнастику для глаз.

Дятел полетел и на подоконник сел,
С подоконника слетел,
В другую сторону полетел.
К потолку взлетел.
На ковёр присел.

5. Знакомит с буквой Д.

Педагог показывает букву, читает стихотворение.

Буква Д – как будто дом.
Только дом с одним окном.

Дети рассматривают букву, запоминают стихотворение.

Педагог предлагает выложить букву из ниток.

6. Организует дидактическую игру «Накорми птиц».

Педагог просит прочитать слоги, напечатанные на шишках. Спрашивает, какие шишки соберём для дрозда? Какие для дятла? (ДА, ДИ, ДО, ДУ, ДЕ, ДЫ, ДЯ, ДЁ) (Слайд№7)

7. Организует динамическую паузу.

Представьте, что вы птички.

Выполняют действия по тексту.

«Птичка»
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают.
Зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили.
Пёрышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.

8. Предлагает выполнить звуковой анализ слов.

– Птицы наши совсем развеселились. Вот сколько букв вам сбросили. Выложите из этих букв слова: ДИМА САДЫ, а под ними выложите звуковые схемы слов. Прочитайте слова.

9. Организует игру «Подружи слова».

– Дятел любит во всём порядок. А вот предложение правильно сказать затрудняется. Просит вас «подружить слова» так, чтобы предложение стало правильным и «красивым».

Дятел, на, дерево, еда, ищет. (Дятел на дереве ищет еду.)

(Слайд№8)

10. Проводит пальчиковую гимнастику.

«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем.
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(На каждое название птицы, загибают по одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек.
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Нищева Н.В.

11. Организует работу в тетрадях.

– А теперь возьмите карандаши, откройте тетради и начертите графическую схему предложения.

(Дятел на дереве ищет еду.)

12. Предлагает игру «Кого мы видели?»

– Представить, что к нашей кормушке слетелось много зимующих птиц. Скажите, кого много у кормушки? ( Слайд №9)

У кормушки много снегирей, глухарей, тетеревов, синиц, голубей, ворон, сорок, воробьёв, дятлов, поползней, дроздов, клестов, сов, зимородков, куропаток.

13. Подводит итог занятия.

– Ребята, дятлу и дрозду очень понравилось, как вы работали с их любимыми звуками, и они обязательно расскажут об этом своим друзьям – зимующим птицам.

Просит вспомнить понравившиеся задания. Благодарит детей за работу.

Используемая литература:

  1. «Ступеньки к школе» Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова/ Москва, 2011.
  2. «Говорим правильно в 6–7 лет» О.С. Гомзяк /Москва, 2009.