Тип урока: обобщающего повторения (специальный (коррекционный) 5 класс VIII вид).
Цель: Закрепить и обобщить основные знания учащихся о России.
Задачи:
- Учебные: Запомнить природные зоны России, полезные ископаемые, знать государственную символику.
- Коррекционные: Активизировать активный и пассивный словарь, развитие выразительных связанных высказываний, формирование эмоциональной лексики.
- Воспитательные: Воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе, вызвать желание охранять и беречь её.
Оборудование:
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютерная презентация созданная в программе POWER POINT тема: «Моя родина – Россия»
- Видеофильм с документальным фильмом Н. Дроздова «В царстве русского медведя».
- Раздаточный материал: карточки с заданиями: «Расставь на своё место…».
- Книжки-малышки «Природная зона».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обоснование деятельности ученика и учителя | Использование демонстрационного материала на данном этапе |
1. Оргмомент | |||
Проверка готовности к уроку. |
Проверяют готовность к уроку. |
|
|
2. Постановка учебной задачи | |||
Учитывая, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья затрудняются сделать глубокие обобщения, дать развёрнутую характеристику всех природных зон, каждому было дано домашнее задание, подготовить книжку-малышку по одной из природных зон. На уроке с помощью мультимедийной презентации каждый из них представит её, тем самым расскажет об одной из природных зон. Вводное слово учителя. – Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по нашей великой родине России. Эту экскурсию проведёте вы сами. На уроках природоведения вы узнали о нашей Родине много нового: какие животные населяют территорию, какие леса окружают нас, названия растений и ещё много, много интересного. Тема урока «Мы живём в России». |
Актуализация внимания детей на поставленной теме. |
Слайд 2. Выводится на экран название темы урока. |
|
3. Повторение пройденного материала | |||
Фронтальная беседа. – Что для каждого из вас значит слово Родина? – А теперь давайте ответим словами поэта Владимира Степанова. Вопросы из стихотворения: – Ребята, что мы Родиной зовём? – Посмотрите на экран и скажите, что это за символ?
– Какой символ России вы ещё знаете, и как он выглядит? Звучит фонограмма Гимна Российской Федерации. На экране демонстрируется текст. – Как называется это музыкальное произведение? – Какой город является столицей нашей Родины? Читает стихотворение о Москве. – Ребята, у нас на уроке сегодня присутствует ещё один ученик. Это учёный кот. Всё это время мы его не видели. Но у него возникли некоторые вопросы к вам. Посмотрите на экран и послушайте задание. – Скажите, пожалуйста, чем для государства являются герб, флаг, гимн. – Назовите столицу России. |
Учащиеся по очереди читают четверостишья о Родине, которые представлены на экране. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Дают полный ответ, дополняют друг друга. Один из учеников читает стихотворение о гербе, которое демонстрируется на экране. Учащиеся называют российский флаг, рассказывают о его особенностях. Один из учеников читает стихотворение о флаге, которое демонстрируется на экране.
Учащиеся называют город Москва.
Ребята дают ответы, сравнивая их с ответами на экране. |
Эмоциональный настрой учащихся. Учить полным ответам на поставленные вопросы. Эмоциональное восприятие художественного слова. |
Слайд 3-5. Дети читают четверостишья о Родине. Слайд 6. Изображение государственного герба России. Слайд 7. На экране изображение российского флага. Слайд 8. Фонограмма гимна, демонстрируется текст и государственная символика. Слайд 9. На экране изображение Кремля, текст четверостишья о Москве. Слайд 10 Звучит голос Учёного Кота. |
4. Демонстрация результатов творческой деятельности и образовательных продуктов учащихся | |||
– А теперь давайте посмотрим на карту России. Посмотрите, какое огромное пространство занимает наше государство. Скажите, почему она раскрашена в разные цвета? – Каждый из вас приготовил книжку-малышку о природных зонах России. С этой минуты мы отправляемся в путешествие по бескрайним просторам нашей Родины.
Дополняет ответы учащихся, задаёт наводящие вопросы в случае затруднений. Одобрение. – У Кота опять к вам вопрос. Он хочет узнать, насколько хорошо вы запомнили материал. – Ребята, каким общим понятием можно объединить данные названия: арктическая зона, тундра, зона лесов, зона пустынь, зона степей? |
Ребята дают ответ на поставленный вопрос Учащийся представляет свою работу, рассказывает об Арктике. Учащийся представляет работу о зоне тундры. Учащийся рассказывает о зоне лесов. По желанию рассказы дополняются учащимися. Учащийся рассказывает о пустыне. По желанию ребята дополняют. Учащийся рассказывает о зоне Учащийся рассказывает о своей книжке-малышке под названием «подземные богатства». Учащийся рассказывает о водных просторах и их обитателях. Ребята внимательно слушают и дополняют |
Развитие умения рассказывать о своей работе. Развивать эмоциональную сторону речи.
Учащиеся обобщают пройденный материал, учитель следит за тем, чтобы учащиеся отвечали полным ответом. |
Слайд 11 На экране появляется карта «Природные зоны России». Слайды 12-24 Демонстрация природы, животного мира, жизни людей природных зон России: Арктика, тундра, зона лесов, степей, пустыни.
Слайд 25 Задаются вопросы голосом Кота. Текст выводится на экран. |
5. Закрепление изученного в ходе выполнения практической работы | |||
Кратко обобщив материал, подводит учащихся к выполнению практической работы. Задание. Каждому ученику даётся таблица с названиями природных зон и животных. Данных животных нужно расселить по зонам, в которых они обитают. Проверка задания.
|
Ребята выполняют письменно задание Ребята зачитывают свои ответы и сравнивают их с материалами презентации Образно-эстетическое восприятие природных зон |
Развитие способности анализировать, формировать умение самостоятельной работы. Развитие внимания. |
Слайд 26. Изображение таблицы на экране (такая же как у детей). Озвучивание текста голосом Кота. Слайд 27. Изображение таблицы с правильными ответами. Кот благодарит ребят за хорошую работу. Просмотр отрывка видео фильма Н. Дроздова «В царстве русского медведя». |
6. Подведение итогов | |||
Комментарий, оценивание работы учащихся на уроке, выставление оценок. |
Слушают комментарий учителя. |
|
Слайд 27. О чём говорили на уроке. |