Урок русского языка по теме "Развитие речи. Подготовка к сочинению". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: организация учебной деятельности, способствующей формированию умений по конструированию предложений.

Задачи:

  • проверить устные и письменные навыки обучающихся по данной теме;
  • развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; обогащать и пополнять словарный запас детей;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: закрепление.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Я сейчас шла к вам на урок и увидела объявление. А это объявление написал Король Предложений, он объявил конкурс на лучшее сочинение о природе. Ребята, а не поучаствовать ли нам в этом конкурсе?

– А какое время года нам лучше выбрать? – Почему?

– Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкою, а мороз всемогущим воеводой.

– Как вы думаете, какими умениями или качествами вы должны обладать, чтобы справиться с этим заданием?

  1. Уметь видеть красоту родной природы.
  2. Быть внимательными.
  3. Любознательными.
  4. Фантазёрами.
  5. Грамотными.
  6. Обладать хорошими теоретическими знаниями.
  7. Уметь правильно составлять предложения.
  8. Уметь использовать свои знания.

– Вы обладаете всеми этими качествами?

– В чём вы не уверены? На какие умения особо обратить внимание?

Перед тем как писать сочинение нужно к нему подготовиться, значит, сегодня мы будем наблюдать, как составляются красивые предложения о зиме, и будем составлять сами.

II. Письмо по памяти.

Прочитайте строчки из стихотворения С.Есенина «Белая береза»

И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

– Какое время года описывает Есенин? Какое время суток? Почему?

– Прочитайте еще раз, как представляете эту картину?

Д. (утро вся природа спит)

– А почему снежинки горят в золотом огне?

Д. (озаряет солнце)

Подберите синонимы к слову горят. Горят – пылают, сверкают, сияют, переливаются, светятся. – А как вы чувствуете это слово? Из словаря синонимов (на экране). (Пылать – давать очень яркий свет). Сделать фонетический разбор слова горят

I) Вставьте пропущенные буквы и объясните.

Берёза и снежинка подобрать как можно больше однокоренных слов и разобрать по составу.

– Понравились строчки из стихотворения?

– Для жителей России берёза – не случайное дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. Лучше, чем С. Есенин, о берёзке никто не мог сказать.

А теперь постарайтесь запомнить их и записать по памяти.

– Проверьте!

– Кто не ошибся? (выдаю снежинки командам). Молодцы! Память у вас хорошая!

– А почему понравились вам эти строчки? (Зима волшебница она околдовывает всех, одевает природу в невиданные наряды).

III. Закрепление.

А не отправиться ли нам, ребята, в королевство предложений? (Карта королевства ).

– Как вы думаете ,какие главные города в Королевстве Предложений? (города закрыты листочками бумаги).

Д. – Главные города в Королевстве Предложений называются город

Подлежащих и город Сказуемых.

– Ребята, в записанном предложении две части это сложное предложение, с такими предложениями мы будем знакомиться в 4 классе.

– Подчеркнём в первой части предложения подлежащее и сказуемое.

– Кто готов прокомментировать эту работу?

В предложении говорится о берёзе, (что?) берёза, это подлежащее подчёркиваем одной чертой. Берёза (что делает?) стоит, это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. (На экране).

– Подчеркнём во второй части подлежащее и сказуемое.

Д. И горят снежинки в золотом огне. (В предложении говорится о снежинках. (Что?) Снежинки. Это подлежащее, подчеркнём одной чертой. Снежинки что делают?) горят. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

(За правильные ответы выдаются снежинки)

– Мы уже находимся у городских ворот, но чтобы городские ворота открылись перед нами, нужно знать волшебные слова.

Как вы думаете какие?

– У ворот города Подлежащих?

Д. Подлежащее обозначает оком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?

– Открываю город Подлежащих

– У ворот города Сказуемое.

Д. Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем . Сказуемое отвечает на вопрос что делает?

– Открываю город сказуемое.

– Значит, подлежащие живут в городе Подлежащих, а сказуемое в городе Сказуемых. А где же живут другие слова предложения? Наверное, в волшебном Королевстве Предложений существуют ещё какие – то правила.

Д. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Другие слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь другой вопрос – второстепенные члены предложения, они поясняют главные и другие члены предложений.

– Значит, другие слова живут во Второстепенных посёлках.

– А как же нам попасть во Второстепенные посёлки? Кто догадался?

Д. Надо задать вопросы.

– Правильно! Надо попасть в главные города и спросить дорогу, то есть поставить вопросы от главных слов к зависимым.

– А что обозначают вот эти тропинки, ведущие от главных городов к Второстепенным посёлкам. И что обозначают тропинки, ведущие от одного домика к другому, во Второстепенных посёлках?

Д. Слова в предложении связанны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопроса от слова к слову.

– Установим связь слов в первой части предложения .

(Появляется на экране)

Д. Стоит (где? в чём?) в тишине

Тишине (какой?) сонной.

– Устанавливаем связь – слов во второй части предложения.

(Появляется на экране)

Д. Горят (в чём?) в огне.

Огне (каком?) золотом.

– Городские ворота открылись!

Путешествуя от одного города до другого, на нашем пути встретился зимний лес .

(На экране картина зимнего хвойного леса).

– Что вы видите на экране?

Д. Мы видим на картине зимний лес. На картинке изображены деревья, покрытые снегом.

– А какие деревья вы видите в этом лесу?

Д. Мы видим сосны, ели, кедры.

Кто знает, как по другому можно назвать хвойный лес?

Д. Еловый лес. Сосновый лес. Сосняк. Тайга.

– Ребята, вы всё сказали правильно. А слышали ли вы слово бор.

Найдите это слово в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова. Хвойный лес в толковом словаре называют бором.

– Так как теперь вы можете сказать что вы видите на картинке используя слово бор?

Д. На картинке изображён зимний заснеженный бор.

– Опишите, что ещё интересного вы видите в зимнем бору?

Д. Снег на деревьях лежит, как белое покрывало. Головы сосен и елей склонились под тяжестью снега. Зимний бор покрыт зимними шапками снега.

– А какой мех, используемый для пошива шапок, похож на снежные шапки?

Д. Песцовые шапки похожи на снежные. Да, на деревьях словно надеты песцовые шапки-ушанки.

А сейчас я вас хочу познакомить со старинным словом «малахай». Найдите в толковом словаре Ожегова это слово, что оно обозначает,

(На экране Малахай-род старинного головного убора – большая шапка на меху с наушниками).

– Попробуйте составить предложение по картинке, употребив слово «малахай».

Д. На деревьях надеты пушистые белые малахаи. Головы деревьев покрыты снежными малахаями. Зимний бор спит под снежными малахаями.

– А теперь запишите, пожалуйста, предложение которое я вам продиктую. И которое точно подходит описанию увиденного нами на картинке.

Под песцовым малахаем спрятал кудри тёмный бор.

(На экране)

Проверьте на экране.

Нравится ли вам это предложение?

– Какой приём используется в этом предложении? (Олицетворение).

– А теперь выделим пары слов из этого предложения.

(На экране поочерёдно)

Д. Основа предложения – бор спрятал

бор (какой?) тёмный,

спрятал (что?) кудри

спрятал (где? под чем?) под малахаем

под малахаем (каким?) песцовый.

Молодцы! Мы благополучно прошли через зимний бор. Чем мы восхитились в зимнем лесу?

Остались ли мы равнодушными к увиденному? Слова какой части речи используем, чтобы наша речь была более красивой?

Пришли на широкую дорогу, соединяющую город Подлежащих с городом Сказумых. Погуляем по ней? (карточки со словами)

снег искрится белый
снежинки весело кружатся
зима пришла на солнце
кусты в лес пушистые
кружева белые настоящая
  блестящим застыли на берёзах
опушились инеем

– Что вы видите?

Д. Слова.

– А где они живут?

Д. Предложения состоят из слов, значит, слова должны жить в Королевстве предложений.

– По-моему, слова заблудились и не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им в этом!

Я буду помогать словам из города Подлежащих, а вы станете находить жителей города Сказуемых и отводить их по этой дороге на своё место жительства, так чтобы у вас получилась основа предложения.

(На экране)

Что? Снег помещаю в город Подлежащих (что делает?) искрится.

(Что?) снежинки (что делают?) кружатся
(Что?) кружева (что сделали?) застыли
(Что?) кусты (что сделали?) опушились

– Можно ли сказать, что это предложения?

Д. – Нет. Здесь первое слово написано с маленькой буквы и нет знака в конце предложения):

– А что это?

Д. Это основа предложения.

– А как сделать так, чтоб получились предложения?

Д. Если впереди поставить заглавную букву и в конце поставить точку, то это будут предложения.

Снег искрится.
Снежинки кружатся.
Кружева застыл;
Кусты опушились.

– Что вы можете сказать об этих предложениях?

Д. Это предложения повествовательные, состоят из двух слов: подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.

IV. Творческая работа.

А теперь задание по группам.

Распространите эти предложения используя оставшиеся слова или придумайте свои, так чтобы получилось небольшое описание о зимней природе

(Дети по группам записывают рассказ работая вместе).

Проверка текстов. (Каждая группа зачитывает свой текст)

– Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима.

Итог урока. Самым активным ученика Король Предложений желает дать титул почётного гостя Королевства Предложений, который даёт право свободно гулять по просторам , вверенного ему государства.

(Подсчитываются снежинки и вручаются дипломы).

V. Домашнее задание.

На выбор: описать зимнюю рябину, зимнюю берёзу, зимнюю ель.