Урок географии по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.

Задачи:

  • Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
  • Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
  • Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
  • Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
  • Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Мотивация. Постановка задач.

Показ Презентации № 1

Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.

Поражает их красота и суровость.

Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.

Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.

Устрашающее дыхание вулканов.

Все это – нашаРооссия

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)

– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?

Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.

2. Формирование учебных действий.

1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
  3. Как различают горы по высоте?
  4. Как различают равнины по высоте?
  5. Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
  6. Где расположены горы?
  7. Самая высокая гора России
  8. Самые длинные горы России
  9. Платформа – это
  10. Щит – это
  11. Месторождение –
  12. Выветривание – это

Продолжаем нашу работу.

2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».

Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)

3)

У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина

Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)

4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.

– Зачем люди исследуют глубины?

– Какие бывают полезные ископаемые?

– Каким тектоническим структурам они соответствуют?

Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)

Давайте проверим. (Слайд № 3)

5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?

Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)

А мы отвечаем на вопросы.

– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?

– Какова их причина?

(Слайд № 4)

– Кто еще изменяет рельеф?

– Что остается в результате хозяйственной деятельности?

(Слайды № 5 – 8)

6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека

– Какие вы знаете опасные природные явления?

Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.

Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).

– Каковы последствия землетрясений?

– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).

– Каковы последствия оползней?

– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)

А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

3. Рефлексия

– Какую цель мы поставили в начале урока?

А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:

– Где вам было трудно, на каком этапе?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

Обсуждение результатов.

4. Домашнее задание

Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)

Информационные ресурсы:

  1. География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
  2. Географический атлас. 8 класс
  3. Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
  4. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
  5. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
  6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
  7. Ресурсы Интернет

Приложения