Цель: развитие умений находить суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффикса.
Познавательные УУД
- Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Представлять информацию в виде схемы.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные результаты
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Деятельность учеников:
- Выделять суффикс в доступных словах.
- Характеризовать роль суффикса в слове.
- Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
- Образовывать слова с помощью суффиксов.
Оборудование: презентация, суффиксы-снежинки, изображения животных, деревья, домик для суффиксов, слова для составления предложения, снежинки для самооценки.
Ход урока
1. Актуализация знаний
– Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
– Ребята, к нам сегодня на урок прилетела снежинка. Она ищет своих друзей. Поможем ей.
По дорожке мы пойдём,
Друзей снежинке мы найдём.
Чистописание.
– Свяжем мы одной верёвочкой буквы и по дорожке из букв отправимся в лес.
(а – завиток, о – завиток,……….) И наоборот (я – завиток…..)
Допишите до конца строки.
– Что общего у этих букв? (Все эти буквы обозначают гласные звуки)
Найдите лишнюю букву? (я) Почему? (она может обозначать 2 звука) В каких случаях? (После Ь и Ъ знаков, после гласной буквы и в начале слова)
Словарная работа.
По дорожке тихо-тихо,
В лес чудесный мы зайдём,
И, конечно, непременно,
Друзей снежинке мы найдём.
(Изображён лес и дом) (Слайд 1)
– Какие деревья вы видите в лесу? (Берёза, рябина)
Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните в словах опасные места.
(Комментированное письмо)
– Посмотрите, ребята. А за деревьями кто-то спрятался. Кто это запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места. (Лиса, медведь, заяц, сорока, воробей, снегирь). (Комментированное письмо)
Снегирь – новое словарное слово. Если вы внимательно послушаете мой рассказ, то сами догадаетесь, как правильно писать это слово. Для этого я обращусь к этимологическому словарю.
– Снегири – северяне. Зимой на их родине начинаются сильные морозы, вот они и прилетают к нам «погреться». Появляются снегири у нас с первыми морозами. Выпал первый снежок – жди снегиря. Догадались? Слово «снег» не является проверочным, но помогает нам запомнить написание слова «снегирь». Запишите его и запомните написание этого слова. Подчеркните букву е, ударение падает на 2 слог.
А за другим деревом спрятались детёныши зайца, медведя, лисы.
Кто они?(слайд 2)
У зайца – зайчонок
У медведя – медвежонок
У лисы – лисёнок
– А теперь к детёнышам прибежали братишки и сестрёнки. И стало много кого? (Зайчат, медвежат, лисят) (Слайд 2)
У зайца – зайчонок – зайчат
У медведя – медвежонок – медвежат
У лисы – лисёнок – лисят
– Посмотрите, как мы можем назвать слова каждой строчки? (Однокоренные слова)
– Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, у которых общий корень и общий смысл)
– Какая часть появилась у слов 2 столбика? (-онок, -ёнок). Что это? (Суффикс). Какое новое значение появилось у этих слов? (Детёныши животных)
– Какая часть появилась у слов 3 столбика? (-ат, -ят).Что это? (суффикс) Какое новое значение появилось у этих слов? (Много детёнышей)
– Что же такое суффикс? (Часть слова). Где он стоит? (После корня) Какую роль играет суффикс в словах? (Изменяет значение слов, образовывает новые слова)
(Снежинки -ат, -ят, -онок, -ёнок садятся на домик)
– Ребята, посмотрите, как много друзей для снежинки мы нашли в лесу.
– Вы догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (Находить в словах суффикс)
– Тема нашего сегодняшнего урока « Развитие умения находить в словах суффикс». (Слайд 3)
Мы будем продолжать искать друзей для нашей снежинки.
– Давайте составим план урока. (Слайд 4)
- Учиться находить в словах суффикс.
- Определять значения суффиксов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
Какие знания вам пригодятся сегодня на уроке? (Слайд 5)
– Я вспомню……
– Я буду учиться…..
– Я смогу……..
– Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит наш дом? (угол, квадрат, круг). На каком предмете мы изучаем геометрические фигуры, но ведь они встречаются и в русском языке, что они обозначают? (Суффикс, окончание).
Уголком мы обозначаем суффикс, поэтому наши подружки-снежинки разместились именно под крышей.
– А наши зверята тоже хотят жить в этом доме. Но хватит ли им места? (Нет) Дом какой? (Маленький)
– Напишите слово дом, и с помощью суффикса, превратите его в маленький. (Домик). С помощью какого суффикса изменилось значение слова дом? (-ик).
(Появляется снежинка -ик)
– Какое значение придаёт суффикс -ик слову дом? (Уменьшительно-ласкательное)
– А чтобы все зверята смогли поместиться в этом доме, наш дом должен стать большим. Какой суффикс поможет сделать дом большим? (-ищ).
Запишите это слово.
(Появляется снежинка -ищ)
– Какое значение придаёт суффикс -ищ словам? (Увеличительное)
Чем отличаются слова домик-домище? (У них разные суффиксы и разное значение – домик – маленький, домище – большой)
– Подберите и запишите однокоренные слова к словам:
глаз, ус, зуб, хвост (Слайд 6)
1 вариант – с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
2 вариант – с увеличительным суффиксом.
Выделите в словах корень и суффикс.
(Взаимопроверка, проверка по эталону)
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга, ориентируясь на доску. (Слайд 6)
Глаз – глазик – глазище
Ус – усик – усище
Зуб – зубик – зубище
Хвост – хвостик – хвостище
Прочитайте второй вариант ваш столбик слов, и послушайте продолжение загадки.
Глазище, усище, зубище, хвостище и к нам прибежал серый….. (Волчище)
(Появляется картинка волка)
– Оцените работу своего соседа, если он выполнил правильно нарисуйте на полях зелёную снежинку, если в задании были ошибки – оранжевую, если не справился с заданием – красную.
Физминутка
По лесочку мы шагаем,
За природой наблюдаем
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо всё выше, выше….
Вдруг снежинки закружились,
А потом остановились….
Ну и нам пора писать,
Работу дальше продолжать…
– А какое значение словам будут придавать суффиксы -ушк, -юшк? Чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним упражнение 127.
– Прочитайте задание. Выделите в словах корень и суффикс. (Работа у доски)
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Это пальчик – я.
Это вся моя семья.
– А теперь обсудите в парах и сделайте вывод о значении суффиксов -ушк, -юшк.
– Какое значение они придают словам? (Уменьшительно-ласкательное).
(Появляются снежинки -ушк, -юшк).
– Как мы хорошо поработали на уроке и нашли друзей снежинки. (Появляется довольная рожица)
– Составьте предложение из слов и запишите его.
Снежинка, на, красивая, опустилась, ладошку.
– Не забудьте о правилах оформления предложений. Какие правила? (Первое слово пишется с заглавной буквы, в конце ставится знак препинания)
– Прочитайте получившееся предложение.
– Найдите в предложение существительное. Подпишите его.
Найдите в предложение прилагательное. Подпишите его.
Найдите в предложение глагол. Подпишите его.
– А что за маленькое слово НА? (Это предлог)
Оцените свою работу, поднимите снежинку соответствующего цвета.
– Ребята, а я начала сочинять стихотворение про снежинку. (Слайд 7)
Помогите мне его закончить.
Как-то зимушка-зима
Снежинку мне оставила.
Я смотрела на неё,
А она…….
Выпустила капельку
Я из тёплых …..
Отправляйся, милая,
Ищи своих…..
– Что случится со снежинкой, если она упадёт на ладошку?
– Наш урок подходит к концу. А наша Снежинка продолжает искать себе друзей. Наша Снежинка искатель. Искать-искатель.
Новое слово образовалось с помощью суффикса –тель. И у нашей Снежинки появилось тоже имя –тель. С этой снежинкой вы продолжите путешествие на следующих уроках.
Мы помогли Снежинке найти своих друзей, вспомнили и узнали их имена.
– Для чего нужны суффиксы?
– Назовите суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение? (-ик, -ок, ушк, -юшк, -онок, -ёнок)
– Назовите суффикс, которые придают словам увеличительное значение? (-ищ)
– Давайте вспомним, что мы сегодня учились делать?
Рефлексия (слайд 8, 9)
- Я учился …
- Я вспомнил …
- Я смог …
- Было трудно …
- Дома надо поработать над …
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. (Поднимают снежинки)
Оцените работу товарищей.
Домашнее задание выберете самостоятельно из упражнений 107-109 дидактического материала. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Урок окончен
Список литературы:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Изд. 3-е. – М.: Баласс; 2012. – 176с.
- Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 2 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. – Изд. 3-е. – М.: Баласс; 2012. – 128с.