Цель: закрепление табличного умножения и деления.
Задачи:
1. Предметные: совершенствовать вычислительные навыки, знание таблицы умножения; развивать умение находить площадь, совершенствовать навыки счета;
2. Метапредметные:
- Регулятивные: создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к единому мнению при работе в парах.
3. Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, воспитывать бережное отношение к окружающей среде, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Оборудование:
- демонстрационный материал – мультимедийная презентация;
- раздаточный материал: маршрутный лист;
- технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
(Приложение 1)
Ждёт работа нас важная:
Что знаем – будем повторять,
Что забыли – будем вспоминать.
(Звучит куплет песни «Дважды два четыре», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).
– Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Табличное умножение)
– Какое действие связано с действием умножения? (Деление)
– Как деление связано с умножением? (Произведение делим на множитель и получаем другой множитель)
(Приложение 1)
– Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы проведем исследование. А какое исследование, вы узнаете совсем скоро.
III. Работа по теме урока
1. Устный счёт.
Помни о том, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Ученик от каждого ряда читает примеры, записанные на листке. У остальных ребят на партах карточки с ответами.
I ряд | II ряд | III ряд |
9*9 | 8*8 | 8*9 |
3*5 | 5*9 | 9*3 |
4*5 | 9*6 | 2*7 |
У кого карточка с ответом, выставляет её на доску. 81 15 20 64 45 54 72 27
– Полученные ответы расположите в порядке возрастания. (15, … 81)
– На какие 2 группы разделите эти числа?
– Назовите число, в котором число десятков на 1 больше числа единиц. (54)
– Назовите число, в котором число единиц на 4 больше числа десятков. (15)
– Переверните карточки. (Экология)
– Что такое экология?
– Экология – наука о природном доме, который есть у каждого растения, животного. Всё то, что окружает нас в природе – это наш дом. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает.
(Приложение 1)
– Мы проведем экологическое исследование и выясним, как человек влияет на окружающую среду.
2. Экологическое путешествие.
– Совершать экологическое путешествие будем по участку, который имеет прямоугольную форму.
Знает каждый школьник про прямоугольник.
– Возьмите маршрутный лист, в который будем заносить данные, полученные в ходе исследования. (Приложение 2)
– Под каким номером прямоугольник? Докажи.
– А теперь найдем площадь исследуемого участка. Участок прямоугольной формы имеет стороны 8 км и 2 км. Найдите площадь и запишите решение в маршрутном листе там, где стоит знак площади.
– Чему равна площадь участка?
– На данной площади находятся объекты, которые мы будем исследовать.
– Исследуем первый объект.
(Приложение 1)
Физминутка
По тропинке шли мы, шли,
Быстро к лесу подошли
Там деревья стоят в ряд
И от ветра все шумят.
– Исследуем первый объект – лес.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(С. Погореловский)
– С каждым годом территория леса уменьшается. Как вы думаете, с чем это связано?
– Люди часто вырубают леса, и многие животные теряют свои дома и пищу, в результате их становится меньше и в конечном итоге им грозит полное исчезновение.
(Приложение 1)
Вдумайтесь, ведь одно дерево является домом для многих птиц и насекомых. А насекомые являются пищей для птиц.
– Сейчас узнаем, какая птица спряталась в ветвях этого дерева.
– Решите задачу.
Сорока прожить может 27 лет
В три раза короче у ласточки век.
Ворона на 40 лет больше живёт...
Кто быстро считает, ответ назовёт?
(На разрезных карточках, которые находятся на партах, записаны решения)
– Сколько сорока может прожить?
– Что сказано о ласточке? Найдите в парах ответ, записанный на карточке.
– Что сказано о вороне? Найдите ответ, записанный на карточке.
– На сколько ворона живёт дольше ласточки? (на 58 лет)
– Переверните карточки, соедините их.
(Если получилась картинка, решали правильно)
– Кто изображён на картинке? (дятел) (Приложение 3)
(Приложение 1)
Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья то насекомых – короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки. Их охотно используют для своих гнёзд маленькие птички. Получается взаимосвязь:
Дятел –> деревья –> птички
– Эта схема отражает, как связаны растения и птицы между собой.
– Это зелёный дятел – очень пугливая и необыкновенно прожорливая птица. Любимое его лакомство – самый маленький и самый трудолюбивый лесной народ.
(Приложение 1)
– Кто это? (муравьи)
– Дятел летает среди деревьев в поисках муравейников, подлетает к нему, раскапывает ямку и слизывает муравьёв своим длинным липким языком. Обитает он там, где много муравейников.
– Вот под деревом мы видим муравейник. Что же с ним произошло? (его разрушили)
– Что может произойти, если будут разрушены в этом лесу все муравейники? (улетят зелёные дятлы)
Получается взаимосвязь:
муравейник –> дятел
– Поможем муравьям восстановить муравейник, выполнив задания:
- 2 человека работают по заданию:
Сравни (< , > , =)
5 х (43 – 35) … | … 9 х 7 – 24 |
(60 – 54) х 2 … | … 8 х 2 |
35 : 7 х 8 … | … 12 : 4 х 6 : 9 |
- Остальные дети решают уравнения, записанные на маршрутном листе:
Х:1=15 | 24:У=1 |
Решают девочки. | Решают мальчики. |
(Приложение 1)
– А вот перед нами поляна. Сколько здесь цветов!
Физминутка
«Цветы»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
– Представьте себя цветком. Что бы вы сказали, когда увидели, что вас вот-вот сорвут?
– Прочитайте задачу на маршрутном листе.
(Приложение 1)
Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 1 “В” сорвали 28 цветов,
а 2 “В” – 26 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка, чтобы стать сытой, должна съесть нектар 6 цветов?
– Подумайте, как удобнее оформить краткую запись?
– Какие слова возьмём для составления таблицы?
– Какие 2 величины необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос?
(Норму на 1 бабочку и общую норму)
– Что известно?
– Что неизвестно?
– Сколько всего цветов сорвали дети?
– Запишите решение выражением и ответ.
Проверим. Прочитайте решение и ответ.
(28 + 26) : 6 = 9 (б.)
Ответ: 9 бабочек останется без обеда.
– Какая экологическая проблема может возникнуть на поляне?
цветок –> бабочка
– Какой вывод из задачи можно сделать?
На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное “стой!”
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало.
– Что же делать, если так хочется подарить цветы маме, бабушке?
IV. Итог урока
– Как вы думаете, все ли объекты на этом большом участке мы исследовали?
– На этом участке есть завод по производству бумаги. Дома составьте задачу о выбросе грязной воды из труб этого завода.
– Наше исследование будет продолжено на следующем уроке.
– Составьте пословицу. (Приложение 1) (Меньше говори, да больше делай). Соотнеси её с нашим экологическим исследованием и объясни.
– Чтобы сохранить окружающую природу, надо совершай конкретные дела, а не говорить о том, чтобы мы могли сделать для спасения и сохранения природы.