О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он умеет ими пользоваться.
Ларошфуко
Основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода.
В условиях преобразований в обществе значительные требования предъявляются к развитию социальной компетентности.
Главные составляющие социальной компетентности, выделенные правительственной стратегией модернизации образования:
- работа в команде, коммуникативные навыки;
- стремление к пониманию собственных потребностей, способность принимать свои решения;
- умение определить собственную роль в обществе;
- ценностные ориентации;
- саморегуляция; культура межличностных отношений.
Как же строить уроки, которые будут способствовать формированию социальной компетентности?
Социальная компетентность – это мотивированность, социальная активность, желание жить в обществе.
Поэтому в процессе обучения для формирования социальной компетентности необходимо использовать методические средства:
- мотивацию учебной деятельности,
- создание в образовательной деятельности обстановки, вызывающей положительные эмоции,
- создание ситуации успеха,
- организацию положительных эмоций в общении «учитель – ученик», «ученик – ученик»,
- организацию самоанализа обучающимисясобственной деятельности.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяетопределить задачи развития социальной компетентности в образовательном процессе:
- организация работы в парах, группах. Групповая работа способствует социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей.
- для овладения нормами общения предоставление обучающимсявозможности проживания разнообразных ролей;
- для накопления опыта осознанного выбора систематическое предложение заданий на выбор;
- проведение различных видов рефлексии.
Задачи можно решать во внеурочное время, на уроке.
К методам обучения, которые способствуют вовлечению обучающихся в активный процесс получения знаний, в процесс их переработки, относятся: работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, проектная деятельность, деловые игры, ролевые игры и т.д. Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи и пр.
Структура деловой игры на уроке математики:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- постановка главной задачи командам;
- создание игровой проблемной ситуации;
- определение необходимого теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- рефлексия;
- оценка результатов работы.
Специфика ролевой игры характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемойжизненнойситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.
Уроки - ролевые игры можно разделить на три группы:
- имитационные, которые направлены на имитацию профессионального действия;
- ситуационные, которые связаны с решением конкретной проблемы;
- условные, которые посвящены разрешению различных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр:урок - путешествие, урок – суд, дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция.
Проектная деятельность - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности обучающихся, которая осуществляется под руководством педагога, направлена на решение творческой, исследовательской, социально значимой проблемы. Проектная деятельность формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение. Ответственность является основой для развития социальной компетентности.
Примерный перечень критериев оценки проектной деятельности:
- Обоснование и постановка цели,планирование путей ее достижения.
- Полнота использованной информации,разнообразие источников.
- Творческий и аналитический подход к работе.
- Соответствие требованиям оформления работы.
- Анализ процесса и результата работы.
- Качество проведения презентации.
Темы проектов по математике:
- Числа вокруг нас.
- Стоимость ремонт собственной квартиры?
- Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
- Как обсчитать бюджет семьи?
- Грамотный покупатель.
- Математика в медицине.
- Статистика не существует без процентов.
- Приложения определённого интеграла в экономике.
- Многогранники в архитектуре нашего города.
Средством формирования социальной компетентности обучающихся является и использование мультимедийного оборудования. При использовании информационных технологий на уроках повышается степень усвоения знаний обучающимися, так как при этом задействуются несколько каналов восприятия. Активная работа обучающихся с динамическими интерактивными объектами, игровыми заданиями превращает обычный урок в творческий процесс.
Для развития социальной компетентности существенным моментом является потребность в усилении практического аспекта образования, которая заявлена в концепции школьного стандарта математического образования. Необходимо научить школьников находить, описывать и разрешать с помощью математических моделей жизненные ситуации, уделять больше времени решению практико-ориентированных задач.
Используемыетехнологии формирования социальной компетентности помогают воспитывать человека, умеющего находить гуманистический, ценностно-смысловой аспект образования, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы.
Список литературы:
- Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения. – Психологическая наука и образование, 2001, № 4.
- Лэнгдон Н. Снейч Ч. С математикой в путь! – М.: Лайда, 1987
- Мадер В.В. Математический детектив. – М.: Просвещение, 1992
- Манвелов Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002
- Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома. – Вопросы психологии, 1995, № 5.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982
- Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся /Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». – М., 2004
- Учурова С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе. – Известия Уральского государственного университета, 2007, № 50.