Предмет: Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО, математика, русский.
Тип задач: Межпредметная, может использоваться в качестве основной части рефлексивной фазы учебного года.
Цели и задачи:
- Комплексное использование освоенных в разных предметов способов действий в модельной ситуации, требующей их совмещения.
- Сотрудничество учащихся, умение работать в группах.
Знания, умения, способы действий, на которые опирается задача –
Окружающий мир:
- Работа с информацией;
- Обобщение и систематизация предметных умений;
Математика:
- Логические задачи (исключение лишнего, упражнение на развитие внимания).
- Решение задач на движение.
- Работа с календарём.
Литературное чтение:
- Умение работать с текстом и его частями.
- Умение работать с изограммами;
Русский язык:
- Чтение текста и дополнение его.
- Работа над предложением.
ИЗО:
- Изображение елочной игрушки.
Общеучебные умения:
- Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): Организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структуры задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задач, взаимоконтроль.
- Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.
Планируемый педагогический результат – Демонстрация учащимися:
- усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
- умение работать в группе, создать конечный «продукт» – иллюстрированный текст, содержащий связанное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.
Способ и формат оценивания результатов работы – Подведение итогов оценивает:
- умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями;
- владение необходимым предметным материалом, умение полно и обоснованно решать задачи;
- умение создавать собственный текст и иллюстративный материал к ним.
Оценка взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задач, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
Замысел проектной задачи:
В качестве задачи взята ситуация: Помочь Деду Морозу в приобретении ёлочных игрушек для ребят. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд задач по шести учебным предметам.
Задача построена таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к тексту и результатам других заданий для получения необходимых данных.
Нужная для решения задачи информация, во-первых, не всегда привязана к тем местам, в которых она должна быть использована, и во-вторых, вызвать необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.
Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создание на их основе рассказа – путеводителя и рисунка ёлочной игрушки , которая является «продуктом» решения проектной задачи.
ЦЕЛЬ, которую должны достичь дети: по результатам выполнения отдельных заданий создать итоговый продукт- рассказ – путеводитель для Деда Мороза и рисунок ёлочной игрушки.
Описание проектной задачи:
Дорогие ребята!
Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то определённому предмету, но для её решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объёму, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат работы вашей группы.
Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать.
Желаю вам успеха!
Задание 1.
Дедушка Мороз получил от ребят письмо, но к сожалению прочитать его не может.
Помогите Деду Морозу перевести и прочитать письмо:
Гойродо Дед Розмо! Жаютсяприбли ниезим никипразд. У нас в лешко палипро годниеново киигруш. Не гмо бы ты мна ритьпода ниевоногод киигруш. С ниемуваже тиде.
Кто выполнил задание ...
Комментарий 1:
Предмет – литературное чтение. Работа с изограммами.
Чтение текста и обращение внимания, что Дед мороз обращается к учащимся и просит их о помощи.
Задание 2.
Ребята помогите Деду Морозу выбрать правильное время для посещения ребят. Отметьте на календаре зимние месяцы. Посчитайте, сколько дней длится зима в этом учебном году, чтобы Дед Мороз успел выполнить все просьбы ребят. Кто выполнил задание ...
Комментарий 2:
Предмет – математика.
Работа с календарём. Учащиеся находят месяцы и подсчитывают количество зимних календарных дней.
Задание 3.
Ребята, запишите, какие должны происходить изменения зимой в неживой природе? Чтобы Дед Мороз чувствовал себя комфортно. А помогут вам в этом загадки:
Запорошили дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила. |
Раскрыла снежные объятья, Деревья все одеты в платья. Стоит холодная погода. Какое это время года? |
Дни его- всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. |
Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. |
Хоть и отдых у ребят, По домам они сидят. За окошком минус тридцать. Я пришёл к Зиме-сестрице. Льдом сковал и пруд, и речку, А кота загнал на печку. |
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду- упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? |
Кто выполнил задание ...
Комментарий 3:
Предмет – литературное чтение.
Учащиеся должны прочитать загадки и выписать признаки зимы.
Задание 4.
Подскажите Деду Морозу, где можно приобрести самые красивые ёлочные игрушки и загадать заветные желания.
Если ехать по Ленинградскому шоссе на север, на расстоянии 128км от Монино находится единственный в России музей игрушки в городе Клин и знаменитая фабрика елочных игрушек «Елочка».
Традиция украшать рождественскую ёлку насчитывает не один век. В 19 веке праздничное дерево наряжали сладостями, орехами, яблоками, фигурками из бумаги, фольги и ткани. Позже стали популярны стеклянные ёлочные украшения.
Залежи кварцевого песка в Клинском уезде способствовали развитию стекольной промышленности. В 1848 году князь Меньшиков строит стекольный завод, где зарождается стекольный промысел. Завод изготавливал лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек.
Крестьяне окрестных деревень овладели навыками стекольного ремесла и стали изготавливать изделия – «дутые »бусы, пуговицы, серьги.
Стали изготавливать елочные украшения из ваты, картона, стекла. Как из стеклянной трубки – стеклодрота, рождается игрушка можно увидеть в стеклодувном цехе. А так же увидеть, как художница «укладывает» снег на крыши сказочных домов.
В музее есть музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Веди всемирноизвестный композитор П.И.Чайковский жил в Клину и именно здесь закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».
В музее есть 10-метровая елка- королева Клинского двора, возле которой загадывают заветные желания.
Из предложенных мыслей найдите ту, которая соответствует содержанию текста. Отметь её знаком V.
- Королева Клинского двора.
- История фабрики елочной игрушки.
- Стекольный завод.
Кто выполнил задание ...
Комментарий 4:
Предмет – окружающий мир.
Чтение текста и представлены вопросы с вариантами ответов. Обучающимся необходимо выбрать и подчеркнуть правильный ответ.
Задание 5.
Найдите в тексте предложение, в котором говорится: «Что изготавливал завод с 1848 года?» Спишите это предложение. Проверь. Если надо, исправь.
Кто выполнил задание ...
Комментарий 5:
Предмет – русский язык.
Учащиеся читают текст и находят предложение.
Задание 6.
Разбери списанное предложение по членам и определи части речи.
Комментарий 6:
Предмет – русский язык.
Учащиеся разбирают предложение.
Задание 7.
Расскажи о предложении все что можешь и знаешь.
Комментарий 7:
Предмет – русский язык.
Учащиеся разбирают простое или сложное, распространенное или нераспространенное, есть ли однородные члены, какие.
Задание 8.
Помоги Деду Морозу выбрать вид транспорта с большей скоростью для того чтобы быстро добраться от Монино до Фабрики ёлочной игрушки в городе Клин.
Машина едет до фабрики 2 часа, лошадь двигается 4 часа, а на велосипеде доберёмся за 8 часов.
Комментарий 8:
Предмет – математика.
Учащимся предлагается вычислить оптимальный транспорт, на котором можно добраться до фабрики решив задачу на движение.
Задание 9.
Составьте рассказ – путеводитель для Деда Мороза. Чтобы он мог выполнить просьбу ребят. А так же придумай рисунок для ёлочной игрушки. Вспомнив виды росписи на новогодних шарах.
Комментарий 9:
Предмет – ИЗО, русский язык.
Ребята оформляют ёлочную игрушку. Составляют рассказ. О поездке на ёлочную фабрику используя полученную информацию и свои впечатления об поездки.
Рефлексия:
- Оценочный лист работы группы.
- Индивидуальный оценочный лист.