Цели:
- формирование представлений о составной задаче, способе решения составной задачи;
- научить отличать простую задачу от составной;
- развивать навык устного счета, познавательную активность, умение рассуждать.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Здравствуйте
– Откройте тетради запишите дату.
– На полях начертите шкалу и отметьте, как вы будете работать на этом уроке?
– Поднимите руку, кто будет работать так!
– Спасибо!
– Ребята скажите, под каким девизом мы будем работать?
– СЧИТАЙ!
– ДОГОВАРИВАЙСЯ!
– РАССУЖДАЙ!
– УЗНАВАЙ!
II. Устный счет.
– Повторим все то, что мы умеем делать с числами натурального ряда от 1 до 20.
а) прямой счет,
б) обратный счет,
в) по возрастанию только четные,
г) нечетные в обратном порядке,
д) сосчитай от 9 до 16, от 18 до 8.
– Приготовьте веера!
– Покажи смежные числа числа 5 (3, 4).
– Покажи смежные числа числа 9 (8, 10).
– Что можете о них сказать? (четные)
– Я задумала число, если к этому числу + 3 получится 7. Какое число я задумала? (4)
– Расскажи об этом числе все, что вы знаете!
– Я задумала число, если от этого числа вычесть 2 то получится 0. Какое число я задумала? (2)
– Увеличьте это число на 3. (5)
– Кто расскажет об этом числе?
– Откройте тетради, запишите сумму двух чисел и найдите значение.
(приготовьтесь отвечать с названием компонентов).
– Составьте любое выражение разности, найдите значение.
– Составьте любое неравенство.
– Какие знаки используете?
– Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом.
Пригласил лесных зверей
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка,
2 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора.
– Сколько гостей было у ежа?
(гостей было 10)
– Молодцы, я вам дарю аплодисменты!
– Вспомните, из каких частей состоит задача?
УСЛОВИЕ
ВОПРОС
РЕШЕНИЕ
ОТВЕТ
4. Работа в группах над задачами. Формулирование темы урока. Понятие о составной задаче.
Первая задача: В одной вазе 3 тюльпана, а в другой на 4 тюльпана больше.
Сколько тюльпанов во второй вазе?
Вторая задача: В одной вазе 3 тюльпана, а в другой на 2 тюльпана больше.
Сколько тюльпанов в двух вазах?
Разбор задач (вторую задачу решить правильно дети не могут).
– Сравним условия задач.
– Сравним вопросы.
– Правильно ли решили вторую задачу? (нет)
– Почему возникли затруднения?
– Что интересного в этой задаче? (два неизвестных)
– Какой главный вопрос задачи?
– Сколько тюльпанов в двух вазах?
– А можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (нет)
– Почему?
– А как мы узнаем, сколько тюльпанов во второй вазе?
3+2=5 тюльпанов– во второй вазе
– А теперь мы сможем узнать, сколько тюльпанов в двух вазах?
(да 3+5=8 тюльпанов)
– Как можно назвать задачу, в которой несколько вопросов?
(варианты детей, «я скажу шепотом, а вы услышите, повторите»)
СОСТАВНАЯ
– Какая будет тема урока?
(решение составных задач)
– Над каким умением мы будем работать с вами?
(отличать простую задачу от составной)
– Чем отличается простая задача от составной?
– Откройте тетради начертите шкалу. Отметьте, как вы поняли, то над чем мы работали.
ФИЗМИНУТКА.
5. Формирование умения находить и решать составные задачи.
– Возьмите голубые листочки, найдите составную задачу.
(работа в паре)
– Кто знает, под каким номером составная задача? (2)
– Докажите, что эта задача составная?
– Кто думает иначе?
– Кто лучше стал отличать простую задачу от составной?
(поднимите руку)
– Возьмите красные карточки.
– Найдите составную задачу? (1, 3)
– Над каким умением работали?
(отличать простую задачу от составной).
– Над каким умением еще нужно поработать?
(научиться оформлять составную задачу!)
– Давайте нашу задачу оформим в тетради! (чтение задачи хором, дети самостоятельно в тетради, сравнение с эталоном, разбор краткой записи)
– Проверьте друг друга!
6. Рефлексия.
– Как вы справились с задачей?
– Вам нужна была помощь?
– Все ли вы справились сами?
– Можем ли мы за урок научиться решать составную задачу?
– Какие умения отрабатывали на уроке?
– Кто собой доволен?
– Похлопайте себе в ладоши!
– Всем спасибо за урок!