Урок математики по теме "Решение составных задач". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. формирование представлений о составной задаче, способе решения составной задачи;
  2. научить отличать простую задачу от составной;
  3. развивать навык устного счета, познавательную активность, умение рассуждать.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Здравствуйте

– Откройте тетради запишите дату.

– На полях начертите шкалу и отметьте, как вы будете работать на этом уроке?

– Поднимите руку, кто будет работать так!

– Спасибо!

– Ребята скажите, под каким девизом мы будем работать?

– СЧИТАЙ!

– ДОГОВАРИВАЙСЯ!

– РАССУЖДАЙ!

– УЗНАВАЙ!

II. Устный счет.

– Повторим все то, что мы умеем делать с числами натурального ряда от 1 до 20.

а) прямой счет,

б) обратный счет,

в) по возрастанию только четные,

г) нечетные в обратном порядке,

д) сосчитай от 9 до 16, от 18 до 8.

– Приготовьте веера!

– Покажи смежные числа числа 5 (3, 4).

– Покажи смежные числа числа 9 (8, 10).

– Что можете о них сказать? (четные)

– Я задумала число, если к этому числу + 3 получится 7. Какое число я задумала? (4)

– Расскажи об этом числе все, что вы знаете!

– Я задумала число, если от этого числа вычесть 2 то получится 0. Какое число я задумала? (2)

– Увеличьте это число на 3. (5)

– Кто расскажет об этом числе?

– Откройте тетради, запишите сумму двух чисел и найдите значение.

(приготовьтесь отвечать с названием компонентов).

– Составьте любое выражение разности, найдите значение.

– Составьте любое неравенство.

– Какие знаки используете?

– Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом.
Пригласил лесных зверей
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисенка,
2 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора.

– Сколько гостей было у ежа?

(гостей было 10)

– Молодцы, я вам дарю аплодисменты!

– Вспомните, из каких частей состоит задача?

УСЛОВИЕ

ВОПРОС

РЕШЕНИЕ

ОТВЕТ

4. Работа в группах над задачами. Формулирование темы урока. Понятие о составной задаче. 

Первая задача: В одной вазе 3 тюльпана, а в другой на 4 тюльпана больше.

Сколько тюльпанов во второй вазе?

Вторая задача: В одной вазе 3 тюльпана, а в другой на 2 тюльпана больше.

Сколько тюльпанов в двух вазах?

Разбор задач (вторую задачу решить правильно дети не могут).

– Сравним условия задач.

– Сравним вопросы.

– Правильно ли решили вторую задачу? (нет)

– Почему возникли затруднения?

– Что интересного в этой задаче? (два неизвестных)

– Какой главный вопрос задачи?

– Сколько тюльпанов в двух вазах?

– А можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (нет)

– Почему?

– А как мы узнаем, сколько тюльпанов во второй вазе?

3+2=5 тюльпанов– во второй вазе

– А теперь мы сможем узнать, сколько тюльпанов в двух вазах?

(да 3+5=8 тюльпанов)

– Как можно назвать задачу, в которой несколько вопросов?

(варианты детей, «я скажу шепотом, а вы услышите, повторите»)

СОСТАВНАЯ

– Какая будет тема урока?

(решение составных задач)

– Над каким умением мы будем работать с вами?

(отличать простую задачу от составной)

– Чем отличается простая задача от составной?

– Откройте тетради начертите шкалу. Отметьте, как вы поняли, то над чем мы работали.

ФИЗМИНУТКА.

5. Формирование умения находить и решать составные задачи.

Возьмите голубые листочки, найдите составную задачу.

(работа в паре)

– Кто знает, под каким номером составная задача? (2)

– Докажите, что эта задача составная?

– Кто думает иначе?

– Кто лучше стал отличать простую задачу от составной?

(поднимите руку)

– Возьмите красные карточки.

– Найдите составную задачу? (1, 3)

– Над каким умением работали?

(отличать простую задачу от составной).

– Над каким умением еще нужно поработать?

(научиться оформлять составную задачу!)

– Давайте нашу задачу оформим в тетради! (чтение задачи хором, дети самостоятельно в тетради, сравнение с эталоном, разбор краткой записи)

– Проверьте друг друга!

6. Рефлексия.

Как вы справились с задачей?

– Вам нужна была помощь?

– Все ли вы справились сами?

– Можем ли мы за урок научиться решать составную задачу?

– Какие умения отрабатывали на уроке?

– Кто собой доволен?

– Похлопайте себе в ладоши!

– Всем спасибо за урок!

Приложение.