Цели:
- актуализировать знания правовых основ в связи с повседневной жизненной практикой учащихся;
- мотивировать необходимость осознания взаимосвязи конституционных прав и свобод личности и обязанностей гражданина РФ.
Оборудование: доска, на которой будут оформляться записи; чистые листы бумаги и ручки по количеству групп
Ход занятия
1. Мотивация.
Учитель: Ребята, ежегодно в ноябре во всех школах России проводится неделя правовых знаний. Как вы считаете, кому и для чего это нужно?
Ученики: это нужно нам, для того, чтобы мы обладали основами правовых знаний
2. «Мозговой штурм»- актуализация знаний и ассоциаций по данной теме (проговаривание основных положений с записью на доске).
Учитель: Давайте вспомним основные понятия, положения о которых мы говорим в рамках этой недели.
Ученики:мы говорим о правах граждан, их обязанностях, которые зафиксированы в основном законе страны – Конституции Российской Федерации.
После этого учитель делает запись на доске:
Конституция РФ
Права | Обязанности |
Учитель: Попытайтесь вспомнить, каким образом связаны между собой права и обязанности.
Ученики: Из каждого права личности вытекает какая-либо обязанность.
Учитель: Сейчас я прошу вас восстановить в памяти все известные вам права и обязанности и записать их на доске в два столбика. Работать будем в группах. У вас есть две минуты для того, чтобы вспомнить то, о чем мы говорили с вами в прошлом году.
Запись на доске (оформляют представители от каждой группы в любой последовательности)- во время записи организуется коллективное обсуждение
Конституция РФ
Права | Обязанности |
право на жизнь | бережное отношение к жизни и здоровью окружающих и собственному |
право на свободу и личную неприкосновенность | уважать личную неприкосновенность |
право на защиту своей чести и доброго имени | уважать чувства, мнения, убеждения, личное достоинство другого |
свобода совести и вероисповедания | |
свобода мысли и слова | |
право на бесплатное образование | использование права на образование |
право на неприкосновенность личного имущества | бережное отношение к чужому имуществу |
право на информацию (получать, передавать, производить, распространять информацию) | использовать полученную информацию в рамках закона, распространять достоверную информацию |
***Возможны другие варианты учащихся
3. Работа в группах: «Нарушение конституционных прав и обязанностей учащимися в школе».
Учитель: Спасибо, ребята! Вы хорошо поработали над этой темой (используя «опыт» сказочных героев) в прошлом году, поэтому вам удалось так быстро и качественно справится с первым заданием.
Но сегодня мне хотелось бы приблизиться к нашей повседневной жизни. Я предлагаю вам обсудить нарушение конституционных прав в школьной жизни. Поэтому, следующее задание будет звучать так: обсудите в группах (с опорой на ваши записи на доске) школьные истории, в которых вы видите нарушения каких-либо прав окружающих учащимися.
4. Коллективное обсуждение.
(группы воспроизводят свои мысли по очереди; если у ребят из других групп появляется желание прокомментировать ответ или внести какие-либо дополнения, то им дается слово вне зависимости от очередности.Задача учителя на данном этапе – организовать обсуждение)
Учитель: Ребята, время, отведенное для обсуждения проблемы нарушения конституционных прав в школе, вышло, поэтому я предлагаю начать коллективное обсуждение. Акцентирую ваше внимание на том, что каждый имеет право вносить дополнения или коррективы в ответ одноклассников, но после выступления товарищей из другой группы.
- Ученики:Нарушение права неприкосновенности личности (драки, оскорбления, в т.ч. нецензурная брань; прозвища)
- Ученики: дисциплина на переменах (перепрыгивание через ступени, катание на перилах, игры в «догонялки» могут привести к причинению вреда здоровью (или жизни) других учеников)
- Ученики: дисциплина на уроках (чья-либо недисциплинированность на уроке может мешать получению знаний другими учениками, тем самым нарушается их конституционное право)
- Ученики: Вандализм (порча чужих личных вещей; порча имущества школы)
- Ученики: психологическое давление на окружающих («склонение» более слабых на «бойкоты», мелкие заговоры против других учащихся, взрослых нарушает право личности на свободу совести)
- Ученики: Нарушение законов (устава) школы:
- внешний вид учащихся;
- дисциплина на переменах;
- излишняя «спешка» в гардероб после последнего урока;
- курение на территории школы
***Возможны другие варианты учащихся, актуальные для каждой конкретной школы
Учитель: Ребята, очень хорошо, что вы подняли проблему курения. Я хочу воспользоваться вашим конституционным правом на информацию и в связи с этим моей, как учителя и классного руководителя, обязанностью проинформировать вас о том, что с 15 ноября 2013 года в России в силу вступил Закон о запрете курения в общественных местах. Я уверена, что вы не курите, но руководствуясь словами Вергилия «Осведомлен – значит вооружен!» хочу ознакомить вас с сутью этого закона.
Список запрещенных для курения мест выглядит таким образом: помещения учебных заведений и учреждений культуры (театры, музеи, галереи), стадионы и другие спортивные объекты, медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные учреждения, здания социальных служб и органов по делам молодежи, органов государственной власти и местного самоуправления. Курить с 15 ноября нельзя также в подъездах жилых домов, лифтах, на пляжах и АЗС, во всех видах общественного транспорта, а также в самолетах, аэропортах, метро, железнодорожных и автовокзалах, морских и речных портах. С сигаретой можно подойти не ближе чем на 15 метров от входа транспортных и вышеперечисленных объектов. За нарушение данного закона вводятся штрафы – от 500 до 1500 тысяч рублей.
5. Рефлексия.
Учитель: итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?
Ученики: мы говорили о конституционных правах личности и о их взаимосвязи с обязанностями
Учитель: что вы уже знали об этом?
Ученики:многие конституционные права
Учитель: что для вас стало новым, возможно для кого-то открытием?
Ученики:закон о запрете курения;
Ученики:нарушение Конституции и закона совершаются ежедневно на наших глазах. Необходимо каждому помнить не только о правах, но и об обязанностях, и не нарушать основной закон страны
Использованная литература: Конституция РФ; Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»