Классный час "И вновь о правах и обязанностях. Школьные истории"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • актуализировать знания правовых основ в связи с повседневной жизненной практикой учащихся;
  • мотивировать необходимость осознания взаимосвязи конституционных прав и свобод личности и обязанностей гражданина РФ.

Оборудование: доска, на которой будут оформляться записи; чистые листы бумаги и ручки по количеству групп

Ход занятия

1. Мотивация.

Учитель: Ребята, ежегодно в ноябре во всех школах России проводится неделя правовых знаний. Как вы считаете, кому и для чего это нужно?

Ученики: это нужно нам, для того, чтобы мы обладали основами правовых знаний

2. «Мозговой штурм»- актуализация знаний и ассоциаций по данной теме (проговаривание основных положений с записью на доске).

Учитель: Давайте вспомним основные понятия, положения о которых мы говорим в рамках этой недели.

Ученики:мы говорим о правах граждан, их обязанностях, которые зафиксированы в основном законе страны – Конституции Российской Федерации.

После этого учитель делает запись на доске:

Конституция РФ

Права Обязанности

Учитель: Попытайтесь вспомнить, каким образом связаны между собой права и обязанности.

Ученики: Из каждого права личности вытекает какая-либо обязанность.

Учитель: Сейчас я прошу вас восстановить в памяти все известные вам права и обязанности и записать их на доске в два столбика. Работать будем в группах. У вас есть две минуты для того, чтобы вспомнить то, о чем мы говорили с вами в прошлом году.

Запись на доске (оформляют представители от каждой группы в любой последовательности)- во время записи организуется коллективное обсуждение

Конституция РФ

Права Обязанности
право на жизнь  бережное отношение к жизни и здоровью окружающих и собственному
право на свободу и личную неприкосновенность уважать личную неприкосновенность
право на защиту своей чести и доброго имени уважать чувства, мнения, убеждения, личное достоинство другого
свобода совести и вероисповедания
свобода мысли и слова
право на бесплатное образование использование права на образование
право на неприкосновенность личного имущества бережное отношение к чужому имуществу
право на информацию (получать, передавать, производить, распространять информацию) использовать полученную информацию в рамках закона, распространять достоверную информацию

***Возможны другие варианты учащихся

3. Работа в группах: «Нарушение конституционных прав и обязанностей учащимися в школе».

Учитель: Спасибо, ребята! Вы хорошо поработали над этой темой (используя «опыт» сказочных героев) в прошлом году, поэтому вам удалось так быстро и качественно справится с первым заданием.

Но сегодня мне хотелось бы приблизиться к нашей повседневной жизни. Я предлагаю вам обсудить нарушение конституционных прав в школьной жизни. Поэтому, следующее задание будет звучать так: обсудите в группах (с опорой на ваши записи на доске) школьные истории, в которых вы видите нарушения каких-либо прав окружающих учащимися.

4. Коллективное обсуждение.

(группы воспроизводят свои мысли по очереди; если у ребят из других групп появляется желание прокомментировать ответ или внести какие-либо дополнения, то им дается слово вне зависимости от очередности.Задача учителя на данном этапе – организовать обсуждение)

Учитель: Ребята, время, отведенное для обсуждения проблемы нарушения конституционных прав в школе, вышло, поэтому я предлагаю начать коллективное обсуждение. Акцентирую ваше внимание на том, что каждый имеет право вносить дополнения или коррективы в ответ одноклассников, но после выступления товарищей из другой группы.

  1. Ученики:Нарушение права неприкосновенности личности (драки, оскорбления, в т.ч. нецензурная брань; прозвища)
  2. Ученики: дисциплина на переменах (перепрыгивание через ступени, катание на перилах, игры в «догонялки» могут привести к причинению вреда здоровью (или жизни) других учеников)
  3. Ученики: дисциплина на уроках (чья-либо недисциплинированность на уроке может мешать получению знаний другими учениками, тем самым нарушается их конституционное право)
  4. Ученики: Вандализм (порча чужих личных вещей; порча имущества школы)
  5. Ученики: психологическое давление на окружающих («склонение» более слабых на «бойкоты», мелкие заговоры против других учащихся, взрослых нарушает право личности на свободу совести)
  6. Ученики: Нарушение законов (устава) школы:
    • внешний вид учащихся;
    • дисциплина на переменах;
    • излишняя «спешка» в гардероб после последнего урока;
    • курение на территории школы

***Возможны другие варианты учащихся, актуальные для каждой конкретной школы

Учитель: Ребята, очень хорошо, что вы подняли проблему курения. Я хочу воспользоваться вашим конституционным правом на информацию и в связи с этим моей, как учителя и классного руководителя, обязанностью проинформировать вас о том, что с 15 ноября 2013 года в России в силу вступил Закон о запрете курения в общественных местах. Я уверена, что вы не курите, но руководствуясь словами Вергилия «Осведомлен – значит вооружен!» хочу ознакомить вас с сутью этого закона.

Список запрещенных для курения мест выглядит таким образом: помещения учебных заведений и учреждений культуры (театры, музеи, галереи), стадионы и другие спортивные объекты, медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные учреждения, здания социальных служб и органов по делам молодежи, органов государственной власти и местного самоуправления. Курить с 15 ноября нельзя также в подъездах жилых домов, лифтах, на пляжах и АЗС, во всех видах общественного транспорта, а также в самолетах, аэропортах, метро, железнодорожных и автовокзалах, морских и речных портах. С сигаретой можно подойти не ближе чем на 15 метров от входа транспортных и вышеперечисленных объектов. За нарушение данного закона вводятся штрафы – от 500 до 1500 тысяч рублей.

5. Рефлексия.

Учитель: итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?

Ученики: мы говорили о конституционных правах личности и о их взаимосвязи с обязанностями

Учитель: что вы уже знали об этом?

Ученики:многие конституционные права

Учитель: что для вас стало новым, возможно для кого-то открытием?

Ученики:закон о запрете курения;

Ученики:нарушение Конституции и закона совершаются ежедневно на наших глазах. Необходимо каждому помнить не только о правах, но и об обязанностях, и не нарушать основной закон страны

Использованная литература: Конституция РФ; Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»