Разработка листов рабочей тетради на тему "Законы композиции"

Разделы: МХК и ИЗО


Актуальность исследования обусловлена введением новых средств обучения в образовательную систему.

Проблема исследования состоит в поиске эффективных средств преподавания и разработки методики на примере листов рабочей тетради по законам композиции.

Цель исследования – разработка листов рабочей тетради на уроках композиции в 1-2 классах в ДШИ и ДХШ

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  • Изучить методическую литературу по данному вопросу.
  • Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
  • Разработка методического пособия.

Объект исследования - процесс обучения законам композиции.

Предмет исследования - методика обучения композиции на примере листов рабочей тетради по законам композиции.

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимо­дополняющие методы исследования:

  1. Теоретический анализ педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по композиции и декоративно-прикладному искусству.
  2. Анализ учебных программ и государственных образовательных стандартов по специальности ДПИ и станковой композиции, используемых в учреждениях дополнительного образования.
  3. Наблюдение и анализ учебной и творческой деятельности учащихся на уроках композиции в 1-2 классах в ДШИ и ДХШ.

Глава 1. Рабочая тетрадь 

Рабочая тетрадь - составная часть современного учебно-педагогического комплекса пособий, являющиеся одновременно как средством преподавания, так и средствами учения.

Разработка листов рабочей тетради обеспечивает пооперационное формирование мыслительной деятельности. После объяснения нового материала, идет закрепление нового материала - работа с рабочей тетрадью, где учащиеся поэтапно воспроизводят изложенный материал, то есть преподаватель управляет течением и формированием мыслительной деятельности учащихся, и имеет полученный результат.

Цель рабочей тетради - способствовать повышению эффективности обучения учащихся и уровня их творческого развития. Внедрение этого пособия в практику учебного процесса должно решать такие задачи: развитие мышления; более прочное усвоение теоретических положений, а так же приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач; овладение алгоритмами решения основополагающих задач учебного курса; контроль за ходом обучения конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Таким образом, современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в аудитории и дома непосредственно на ее страницах. Это позволит сэкономить время, что обеспечит возможность решения большего числа различных задач за меньшее количество времени и, как следствие, положительно скажется на качестве подготовки.

Глава 2. Методические рекомендации по использование листов рабочей тетради на уроках композиции 

Рабочая тетрадь адресована учащимся 1-2- х классов. Используется учащимися в качестве дополнительного материала по закреплению знаний на уроках композиции в ДШИ и ДХШ.

При планировании рабочей тетради на тему «Законы композиции» был учтен личностный подход к обучению. По своей направленности она обращена к каждому ученику. Это позволяет учащимся быть равным субъектом, как коммуникативного пространства занятия, так и учебного процесса. Рабочая тетрадь — это самый мобильный жанр из известных жанров учебной литературы. Она содержит особую мотивацию обучения, является образовательным опытом развития учащегося. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество».

Рабочая тетрадь на тему «Законы композиции» состоит из 9 разделов, каждый из которых включает 2 задания. Первое задание – обучающее. В нем даны подсказки, в виде иллюстраций в правой части листа и основные понятия, которые находятся внизу листа. Второе задание – контролирующее. Учащийся должен выполнить задание на аналогичную тему первого упражнения самостоятельно. Например, в первом упражнении дано задание: составите композицию на листе с использованием композиционного центра из геометрических фигур разных по цвету и форме. Учащийся составляет композицию, ориентируясь на подсказки с правой стороны листа. (Рис.1) Второе упражнение на композиционный центр учащийся составляет с использованием данных ему геометрических фигур с правой стороны лиса. (Рис. 2) И так аналогично выполняются все задания в тетради. Тетрадь содержит как обучающие листы, так и контролирующие. Данное дидактическое пособие преследует цель - закрепление знаний, полученных на уроках по композиции. Используется учащимися при самостоятельной работе, как дома, так и на уроке. Листы рабочей тетради содержат упражнения на закрепление основных понятий: композиция, композиционный центр, статика, динамика, ритм, контраст, нюанс, симметрия, асимметрия.

Единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради прослеживается на протяжении изучения всей темы. Образовательный потенциал рабочей тетради представляет собой совокупность научной, дидактической, психолого-педагогической и творческой составляющих.

Все эти особенности рабочей тетради позволяют повысить эффективность учебного процесса изучения законов композиции.