Сочинения считаются наиболее сложным видом речевой деятельности. В процессе работы над ними повышается общая культура человека, формируются его взгляды, убеждения. Ведь для того чтобы написать грамотно и красиво, надо не только правильно понять тему, собрать и систематизировать необходимый материал, но и проявить важнейшие качества личности – наблюдательность, вкус, - которые обеспечивают содержательность сочинений.
В пятом классе большое внимание уделяется сочинениям о природе. Основанные на материале наблюдений, они помогают детям познать окружающую действительность и самих себя. Кроме того, это подготавливает к восприятию классической литературы, к изучению и анализу лирических произведений, что особенно важно в старших классах.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Наш урок мы начнём со стихотворения-загадки:
Дама на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клёны
В пурпурном румянце.
Только дуб зелёный.
Утешает дама:
«Не жалейте лето!
Посмотрите – роща
Золотом одета!»
Кто же эта замечательная художница? Как вы понимаете выражение «золотая осень»?
Давайте вместе «прогуляемся» по золотому лесу.
Слайд №1 (Просмотр клипа «Осенняя сказка». Чтение учителем стихотворения «Золотая осень» Б. Пастернака) Приложение
Каковы ваши впечатления от «прогулки»? А смогли бы вы передать красоту золотой осени словами?
Давайте посмотрим, как попытался справиться с этой задачей один ученик.
2. Работа с текстом
Слайд №2
Понравилось ли вам это сочинение? Почему?
Что ж, послушаем, как описывают зимний лес настоящие художники слова.
3. Работа с художественным текстом
Слайд №3
Понравился ли вам этот текст?
Как представляет автор золотую осень? (Осень – разноцветный пожар, охвативший деревья в лесу).
Какие слова являются главными в описании? (Слова, обозначающие цвет).
Найдём все цветовые слова в этом тексте. Какой цвет обозначает прилагательное багряный, янтарный?
4. Синтаксическая пятиминутка
Ребята, а чего не хватает в этом тексте? (Знаков препинания).
Давайте расставим их там, где они нужны.
Слайд № 4
5. Работа с поэтическим текстом
Образы осенней природы создавали и русские поэты. Вы уже слышали стихотворение Б. Пастернака. Послушайте осеннюю миниатюру И. Бунина.
Слайд №5
Каким увидел осенний лес И. Бунин? Какие цветовые слова он при этом использует? Что значит слово лиловый? Вспомните другие стихотворения о золотой осени.
6. Работа над материалами к сочинению
Ну что же, ребята, давайте и мы попробуем стать художниками слова. Представим, что осень устраивает бал, куда приглашены все деревья.
В чём приходят гости на бал? (В красивых нарядах).
Как нам избежать повторения слова наряд? (Использовать другие слова, обозначающие одежду: платья, сарафаны, накидки, костюмы, фраки, смокинги и др.)
Какие слова будут самыми важными при описании осенних нарядов деревьев? (Цветовые слова).
Вспомним эти слова. (Жёлтый, красный, золотой, багряный, пурпурный, лиловый, янтарный, рыжий, огненный и др.)
Посмотрим на первых гостей.
Слайд №6
Что это за деревья? Как можно описать наряды берёз?
Слайд №7
С чем можно сравнить листву лип?
Слайд №8
Чем отличаются осины?
Слайд № 9
Во что нарядился клён?
Слайд №10
На кого похожа ива?
Слайд №11
А кто на осеннем балу в самых строгих костюмах?
Слайд №12
А что это за странная «елочка»? (Лиственница). Почему она не в зелёном наряде?
Слайд №13
Чем выделяется рябина среди осенних деревьев?
Составим план к нашему сочинению.
Слайд №15
7. Самостоятельная работа
Итак, ребята, для написания сочинения у вас теперь есть всё, что нужно. Осталось лишь подключить своё воображение и нарисовать словами осенний бал в вашей тетради.