Урок развития речи. Описание природы "На балу у осени". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Сочинения считаются наиболее сложным видом речевой деятельности. В процессе работы над ними повышается общая культура человека, формируются его взгляды, убеждения. Ведь для того чтобы написать грамотно и красиво, надо не только правильно понять тему, собрать и систематизировать необходимый материал, но и проявить важнейшие качества личности – наблюдательность, вкус, - которые обеспечивают содержательность сочинений.

В пятом классе большое внимание уделяется сочинениям о природе. Основанные на материале наблюдений, они помогают детям познать окружающую действительность и самих себя. Кроме того, это подготавливает к восприятию классической литературы, к изучению и анализу лирических произведений, что особенно важно в старших классах.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Наш урок мы начнём со стихотворения-загадки:

Дама на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клёны
В пурпурном румянце.
Только дуб зелёный.
Утешает дама:
«Не жалейте лето!
Посмотрите – роща
Золотом одета!»

Кто же эта замечательная художница? Как вы понимаете выражение «золотая осень»?

Давайте вместе «прогуляемся» по золотому лесу.

Слайд №1 (Просмотр клипа «Осенняя сказка». Чтение учителем стихотворения «Золотая осень» Б. Пастернака) Приложение

Каковы ваши впечатления от «прогулки»? А смогли бы вы передать красоту золотой осени словами?

Давайте посмотрим, как попытался справиться с этой задачей один ученик.

2. Работа с текстом

Слайд №2

Понравилось ли вам это сочинение? Почему?

Что ж, послушаем, как описывают зимний лес настоящие художники слова.

3. Работа с художественным текстом

Слайд №3

Понравился ли вам этот текст?

Как представляет автор золотую осень? (Осень – разноцветный пожар, охвативший деревья в лесу).

Какие слова являются главными в описании? (Слова, обозначающие цвет).

Найдём все цветовые слова в этом тексте. Какой цвет обозначает прилагательное багряный, янтарный?

4. Синтаксическая пятиминутка

Ребята, а чего не хватает в этом тексте? (Знаков препинания).

Давайте расставим их там, где они нужны.

Слайд № 4

5. Работа с поэтическим текстом

Образы осенней природы создавали и русские поэты. Вы уже слышали стихотворение Б. Пастернака. Послушайте осеннюю миниатюру И. Бунина.

Слайд №5

Каким увидел осенний лес И. Бунин? Какие цветовые слова он при этом использует? Что значит слово лиловый? Вспомните другие стихотворения о золотой осени.

6. Работа над материалами к сочинению

Ну что же, ребята, давайте и мы попробуем стать художниками слова. Представим, что осень устраивает бал, куда приглашены все деревья.

В чём приходят гости на бал? (В красивых нарядах).

Как нам избежать повторения слова наряд? (Использовать другие слова, обозначающие одежду: платья, сарафаны, накидки, костюмы, фраки, смокинги и др.)

Какие слова будут самыми важными при описании осенних нарядов деревьев? (Цветовые слова).

Вспомним эти слова. (Жёлтый, красный, золотой, багряный, пурпурный, лиловый, янтарный, рыжий, огненный и др.)

Посмотрим на первых гостей.

Слайд №6

Что это за деревья? Как можно описать наряды берёз?

Слайд №7

С чем можно сравнить листву лип?

Слайд №8

Чем отличаются осины?

Слайд № 9

Во что нарядился клён?

Слайд №10

На кого похожа ива?

Слайд №11

А кто на осеннем балу в самых строгих костюмах?

Слайд №12

А что это за странная «елочка»? (Лиственница). Почему она не в зелёном наряде?

Слайд №13

Чем выделяется рябина среди осенних деревьев?

Составим план к нашему сочинению.

Слайд №15

7. Самостоятельная работа

Итак, ребята, для написания сочинения у вас теперь есть всё, что нужно. Осталось лишь подключить своё воображение и нарисовать словами осенний бал в вашей тетради.