Волонтерская работа в НТГМК по восстановлению памятников культуры и нравственности

Разделы: Внеклассная работа


При планировании воспитательной работы с группой на 2012/2013 учебный год, мною были предусмотрены различные направления, такие как учебно-организационная, индивидуальная работа со студентами, эстетическое и трудовое воспитание, физическое и военно-патриотическое воспитание, запланированы культурно-массовые мероприятия. Но неожиданно план работы был скорректирован по желанию студентов группы.

Для каждого молодого человека в какой-то период его жизни появляется определённая нужда в Боге. Молодой юноша или девушка, испробовав все прелести современной молодёжной культуры в этом мире, не получив полного удовлетворения, желает заполнить ту пустоту в его душе, которая начинает ощущаться всё больше и больше.

Проблемы, волнующие современную молодежь многообразны. Сегодняшние молодые люди кажутся намного взрослее своих сверстников 80-х или 90-х годов. Но это означает также и то, что сегодняшняя молодежь умнеет и понимает, что надеяться кроме как на себя не на кого. Вот это и есть тот переломный пункт. Поняв это, кто-то ступает на скользкий путь забвения, а кто-то упорно, изо всех сил продолжает бороться. И те, кто продолжает бороться, поистине заслуживают уважения.

 К великому сожалению, движущими силами современной молодежи являются такие разрушительные для личности явления, как разврат, наркомания, стремление к обогащению. Иногда получается так, что в силу сложившихся обстоятельств молодым людям приходится зарабатывать на жизнь, совершая, мягко говоря, не совсем нравственные поступки. Не поступаться личным достоинством, душевным миром ради денег и дешевых удовольствий – дешевых в том смысле, что их ценность несравнима с ценностью человеческой личности. Распутство, пьянство, наркотики, нечестная нажива – все это разрушает человека духовно и физически. В конце концов человек теряет от такой жизни всякую радость: душа пуста и неспособна к счастью; все, что манило, оказалось иллюзией. Приходится выбирать. Чтобы оставаться самим собой, надо порой платить дорогую цену. Но дело того стоит.

 Часто бывает так, что когда молодежь переступает порог храма, то проблемы для нее не заканчиваются, а только начинаются. Одна из них: её общение с окружающим миром и с прежним кругом друзей – здесь часто случаются перегибы. Как молодым людям правильно сориентироваться, чтобы найти свое место в Церкви и в обществе.

 В православной традиции указывается на необходимость одновременного образования ума и сердца человека. “Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный“, — писал Святитель Московский Филарет (Дроздов). В образовании человеческой личности участвует сам человек, Божий Промысел, Церковь и человеческое сообщество. 

 В тесной связи с образовательным процессом находится процесс воспитания, под которым мы понимаем целенаправленные действия общества, направленные на всестороннее развитие человека. Воспитание включает в себя два основных момента: обучение и общение.

 Жизнь и воспитание молодежи в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья, как малая церковь, способна была всячески содействовать развитию личности в традициях христианского благочестия. 

Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению. Если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродукции, компьютерные программы, сеть “Интернет“ пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении как нигде удается замысел врага обезличить человека, унизить в нем божественный образ и поработить греху.

 Психологическая природа молодежи диалогична. В подростковом и юношеском возрасте потребность в личностном общении со сверстниками становится насущной потребностью. Все жизненные явления подросток и юноша рассматривает через призму общения со своими друзьями.

 Потребность молодежи в общении активно используют дельцы шоу-бизнеса и наркоиндустрии, говоря молодым людям: “Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас“. Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленное к нему внимание со стороны массовой культуры было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность. А те ценности, которые он выбрал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда он это осознает, то уже перестает быть молодым человеком.

 Для современного поколения Церковь играет разные роли. Для кого-то это путь к спасению, она играет огромную роль в жизни человека, для кого-то это обычное здание, которое ничего не значит в жизни.

В жизни человека бывают периоды, когда он должен определиться, когда должен выбрать между добром и злом. Вы скажете, что такое случается с человеком каждый день, ведь совершая грех, мы выбираем зло... Но все же мы падаем и встаем ежедневно, а вот бывают судьбоносные моменты в жизни, когда нужно определиться ты с коллективом или против.

Такой судьбоносный момент в жизни нашей группы произошел 25 октября 2012 года, когда Преосвященный Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, встретился со студентами Нижнетагильского горно-металлургического колледжа. Целью этой встречи был разговор о храмах, их роли в нашей жизни и приглашение к участию в их восстановлении.

Преосвященный указал на необходимость действенного участия в жизни общества и Церкви, как его неотъемлемой части. Церковь – это не какой-то бюрократический аппарат, а собрание верующих, вовлеченных в общую, церковную, общественную жизнь. Такой вовлеченностью может оказаться и посильное участие в восстановлении разрушенных храмов, ведь храм – это не только место для молитвы и Литургии, хоть это и главное его предназначение и функция. Храм – это еще и памятник культуры и нравственности, выраженный в канонических архитектурных формах. Восстанавливая храм, мы не просто реставрируем священное для всех православных место, мы заново возводим здание человечности нашего общества. В этом смысле состояние храмов – это мера победы единства, нравственности и культурности над животной бессмысленностью и безысходностью, выраженной принципом “каждый сам за себя”, так часто перерастающим в борьбу всех против всех.

Мировоззрение во все времена было разное. В советское, говорили о советском мировоззрении. Сейчас можно говорить о православии, христианском мировоззрении. Он является традиционным для нашей культуры, ее базовым элементом.

За последние 20 лет изменились церковно-государственные и церковно-общественные отношения. Результатом стало возникновение новых приходов, восстановление и строительство храмов, обновление монашеской жизни, возрождение многих видов служения Русской православной церкви.

Нижнетагильская епархия насчитывает около 125 общин, но храмовых строений при этом не больше 70.

Важно восстановить храмы дореволюционной постройки и монастыри. В настоящее время ведется работа по реставрации Скорбященского монастыря.    

Еще Петр Струве говорил «России нужно возрождение Духа, остальное приложится".

Религия — необходимый элемент духовной культуры общества. Она способна защитить от мракобесия, нетерпимости и невежества, суеверий и оккультных лжеучений, к сожалению, получивших большое распространение в сегодняшней России.

Деструктивные элементы общества целенаправленно разрушают его нравственные устои. Тому подтверждение — прецедент вандализма в храме Христа Спасителя, сожжение Корана американскими солдатами, осквернение тел талибов в Афганистане.

На этой же встрече состоялось знакомство с руководителем добровольного молодежного объединения «РеставросЪ» (Москва)

Константином Лобачевым, который, пригласил студентов принять участие в реставрации храма Воздвижения Креста Господня Скорбященского женского монастыря города Нижнего Тагила.

В переводе с греческого «СТАВРОС» означает «КРЕСТ». С приставкой «РЕ» получается «ВОССТАНОВЛЕНИЕ КРЕСТА». Именно это: через физическое восстановление Креста путем посильной помощи храмам возвращение духовного начала в повседневную жизнь молодых людей.

Для начала мы с ребятами ознакомились с историей монастыря. В начале 20 века на правом берегу реки Малая Кушва при Скорбященской кладбищенской церкви была основана богодельня, преобразованная в 1902 году в женскую общину. Только в 1904 году община получила статус монастыря.

В ведении монастыря находилось много лесных и земельных наделов. Было две церкви, старая и новая. Корпус общежитий – келий для священнослужителей находился вне монастыря через дорогу. В районе Корабельного мыса были кирпичные сараи, большое молочное хозяйство, покосы, пасека. Монастырь славился мастерицами рукоделия художественной вышивки и кружевного плетения. При монастыре существовала школа для девочек из малообеспеченных семей и сирот, а также богадельня для одиноких бедных старушек. Была и обычная начальная церковноприходская школа.

В 1919 году монастырь закрыли. Кладбище в 1920 году было снесено. Насельницы пытались приспособиться к новым условиям и организовали сельхозкоммуну «Улей», но она в 1920 году была разогнана. В советское время на территории монастыря размещалась колония и детский дом. И только в конце 20 столетия монастырь стал возрождаться. В настоящее время в малом храме проводятся богослужения, а большой – находится в реставрации.

На призыв поработать в храме, который нуждается в грубой рабочей силе (сбивание штукатурки со стен), откликнулись сначала 13 человек, потом стала меняться численность в сторону увеличения.

Батюшка благословил энтузиастов и работа закипела….

До того, как пробьёт час для профессиональных строителей и реставраторов, нужно сделать очень много тяжёлой и грязной подготовительной работы, к которой относится уборка разнообразного мусора как внутри, так и вне храма, снос многочисленных перегородок, очистка подвалов, разгрузка стройматериалов, установка строительных лесов, работы со штукатуркой и краской и т.д., и т.п. Практически достаточно такой несложной, но, с другой стороны, крайне необходимой работы. Научиться выполнять её может каждый, - специальных строительных навыков для этого не требуется, да и никаких "норм выработки" у нас не было, - каждому находилась работа по силам, - главное работать.

E:\саше для презентации\мы - Черепановых потомки\храм\IMAG0357-1.jpg
Волонтерский отряд «Доброе сердце»

Потрудиться с нами мог любой желающий. Наша группа молодежная, состоящая из парней, но ограничений по возрасту и полу у добровольцев нет. Один раз с нами работала студентка педагогической академии, в другой раз – родители и друзья ребят, приходил и воспитанник детского дома, находящегося рядом с храмом. Но, учитывая, что работа велась фактически на строительных площадках, а старший в бригаде не может «приглядывать» за каждым своим подопечным, у добровольца должна быть большая доля ответственности за то, что ему поручили, за то, чтобы выполнять задание безопасно для себя и окружающих.

У новичка есть возможность сразу же присоединиться к работающим коллегам, специального собеседования проходить не нужно. Достаточно сознавать, что вы пришли в православную организацию, имеющую свои традиции и экскурсионно-познавательные предпочтения.

Нужна ли какая-то специальная подготовка?

Специальная подготовка не требуется, - работы выполнялись хоть и трудоемкие, но несложные. Обязательно находился человек, который покажет, что и как нужно делать, выдаст инструмент и при необходимости научит им пользоваться, даст совет и поможет в ходе работы. Главное, выполнять задание ответственно и не делать лишнего, особенно того, чего не знаешь.

Неоднократно послушницы монастыря приглашали после работы ребят в трапезную. Сначала они отказывались, мотивируя мне отказ тем, что «не хотят объедать», но потом условились, что мы делаем вклад – покупаем конфеты, пряники. За чаепитием велись разговоры на самые разнообразные темы. Сначала это были рассказы самих послушниц об истории монастыря, его традициях. А затем были вопросы и ответы с двух сторон: «Почему вы ушли в монастырь?», «Зачем нужна семья?», «Почему у головного мозга так мала активная часть?», «Зачем нужны дети?», «Зачем так много приходится учиться?», «Зачем нужна молитва?». Звучали и спорные вопросы, на которые вместе пытались найти ответ.

Послушницы монастыря подарили каждому работающему маленькую иконку Богоматери «Всех скорбящих Радостей». Один человек отказался от подарка, сказав, что он атеист, но через день пришел и попросил ее для своей бабушки.

Результатом нашей работы стало сплочение группы. Ребята стали более доверительно относиться ко мне, как классному руководителю. Большая разница в возрасте позволяет некоторым даже поплакать при мне в трудных учебных ситуациях. Есть молодой человек, находящийся под опекой, который после бесед на территории монастыря о его жизненных проблемах, стал улыбаться, чего не было раньше. Раньше он был настоящим «ежиком». При прохождении учебной практики, он стал одним из лидеров по сборке электрических схем.

Не ставя перед собой первоначально никаких целей, мы с группой оказались в круговороте событий, стали невольно жить проблемами храма, интересоваться событиями, происходящими в нем после нашей работы. В настоящее время в храме уже возобновились службы. Работы, конечно же, еще много. Но храм ожил и в этом есть и частичка нашего вклада.

Считаю, что в результате работ в храме, достигнуты цели:

  1. Приобщение студентов группы к духовно-нравственным ценностям Православия, Российской истории и культуры через совместный труд по восстановлению разрушенного в годы советской власти храма.
  2. Сохранение памяти об исторических событиях, происходящих в городе Нижний Тагил.

 Решены задачи:

  1. Участие в общественном деле восстановления храма Богородицы «Всех скорбящих Радостей» г. Нижнего Тагила; 
  2. Воспитание патриотизма и интереса к истории и культуре Отечества;
  3. Восстановление и утверждение православных традиций;
  4. Повышение общего уровня духовной культуры участников,
  5. Способствование духовно-нравственному и физическому оздоровлению молодежи;
  6. Содействие пониманию и принятия молодежью православного образа жизни;
  7. Воспитание у студентов гражданственности, милосердия, бескорыстной заботы о людях;
  8. Формирование активной жизненной позиции путем привлечения к созидательной, социально-значимой деятельности;
  9. Формирование бережного отношения к духовным, культурным и историческим ценностям.
  10. Знакомство с православными святынями и историческими памятниками Свердловской области.