Цель: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания художественного произведения.
Задачи:
- углубить знания учащихся о произведении Шарля Перро «Золушка»;
- учить анализировать художественное произведение (делать выводы, обосновывать свои высказывания, определять идею произведения);
- продолжить формирование навыков выразительного чтения;
- развивать память, речь и мышление учащихся;
- пробудить интерес к чтению книг.
Оборудование:
- компьютер (компьютерный класс);
- мультимедийный проектор;
- мультимедийный экран;
- музыкальный центр;
- CD-диски;
- портрет Ш. Перро;
- книжно-иллюстративная выставка;
- книги Шарля Перро «Золушка»;
- толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент
(учащиеся входят в класс под музыку Р. Габичвадзе «Продолжение сказки»)
– На предыдущем уроке мы познакомились с текстом сказки известного французского писателя-сказочника Ш. Перро. Кто-то из вас читал эту сказку в первый раз, а кто-то уже был знаком с её героями, но каждый раз, соприкасаясь с произведением великого мастера, мы узнаём для себя что-то новое, учимся красоте слова, мыслей, души.
2. Постановка темы и цели урока.
Давайте знакомую сказку откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с хорошим героем
Вновь повстречаться, сильней подружиться.
– Кто догадался, какова тема нашего урока (слайд №1).
– Сформулируйте учебную задачу (слайд №2).
3. Актуализация знаний.
– Обобщим наши знания о главных героях сказки.
Игра «Узнай по описанию»
а) И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
– Как догадались?
– Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)
– Что объединяет названные качества? (то, что они положительные) (слайд №3)
Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)
б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» (мачеха)
в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом,
и характером» (сестры)
– А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные) (слайд №4)
Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)
– Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах (они противоположны друг другу) (слайд №5)
– Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? (прием контраста) (слайд №6)
– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла) (слайд №7)
4. Работа с эпизодом сказки «Золушка на балу». Словарная работа.
Была у Золушки прекрасной
Одна заветная мечта…
Чтение стихотворения ученицей
Гаснет в печке огонёк,
Всё одна я да одна.
Догорает мой денёк,
Ночь угрюма и темна.
Если б фея вдруг пришла
Так, как в сказке говорят,
Чтобы сбросить я могла
Свой испачканный наряд.
И в карете золотой
Понеслась бы к замку я,
Где давно уж ждёт меня
Королевич молодой.
Где веселья свет и смех,
Зала чудная в цветах,
Где была бы лучше всех
Я в хрустальных башмачках.
– Куда мечтала попасть Золушка? (попасть на бал)
– Что обозначает слово бал? (высказывание детей)
– Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Кто поможет мне? (бал – это большой танцевальный вечер)
– Золушка смогла попасть на бал?
– Кто помог ей? (крестная фея)
– Какое чудо для этого сотворила фея? (Она превратила тыкву в карету, мышей в лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи).
Словарная работа. Поиск значения незнакомых слов в сети Интернета учащимися.
Лакей – слуга в господском доме.
Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями (слайд №8)
– Какое условие должна была выполнить Золушка? (Она должна была вернуться до полуночи)
– Уточните, что значит «до полуночи»? (до 12 часов ночи).
Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем – и снова в путь.
Танцевальные упражнения под музыку песни “Добрый жук” Шишкова С.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули? Снова в путь.
Фея Золушку к карете проводила,
Золушку в карету усадила,
Золушке удачи пожелала
И ладошкой на прощанье помахала.
И Золушка, не помня себя от радости, отправилась во дворец…
Выразительное чтение отрывка «Золушка на балу».
– Почему же всё-таки Золушку сразу заметили на балу, ведь кроме неё там было много красивых, нарядных девушек? Найдите ответ в тексте сказки.
– Золушке понравилось на балу?
– Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу? (ответы детей)
(слайд №9)
– С помощью чего автор смог передать эти чувства? (с помощью слов)
Найдите подтверждение в тексте.
(радость, счастье – впервые в жизни отправилась на бал (« не помня себя от радости», «танцевала легко и грациозно» «поблагодарила крестную за счастливый вечер»); растерянность – попала в необычную обстановку, тревогу, испуг – забыла о времени
(«забыла обо всем на свете», «убежала быстрее лани»), грусть – вернулась к обычной, тяжелой жизни «не было больше…), волнение, восторг.
Лань – животное семейства оленей, отличающиеся быстротой бега и стройностью.
– Что мы можем сказать о чувствах Золушки? Какие они? (они разные, противоположные) (слайд №10)
– Какой приём использует автор, чтобы показать эмоциональное состояние героини?(прием контраста)
– Ребята, а вы бы хотели побывать на балу и посмотреть на Золушку?
– Закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох.
Шорох платьев, люстр сиянье,
Кавалеров обаянье.
Светом блещет яркий зал:
Приглашает всех на бал.
Смотрите и слушайте.
5. Видеофрагмент «Вальс» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
Аудиофрагмент «Полночь» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
– Что вы сейчас увидели?
– Кто написал музыку к балету? (слайд №11)
– Что такое балет? (слайд №12)
– Всегда ли музыка звучала одинаково?
– Какие средства выразительности заставили музыку звучать по-разному? (слайд №13)
– Для чего С. Прокофьев использовал эти средства? (чтобы передать чувства героев)
– Какой приём использует композитор, чтобы показать разнообразие музыкальных звуков? (приём контраста)
– Созвучны ли средства выразительности композитора и писателя?
– Почему? Ведь писатель использует слова, а композитор звуки?
(потому что рассказывают о чувствах героев)
– Подтвердились ли ваши высказывания о чувствах героев?
– Понравилось ли вам на балу?
– Кто из вас смог представить себя принцем или Золушкой?
Вот и подошла к концу наша сказка.
6. Чтение концовки сказки
– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью, изяществом)
7. Итог урока
А) – С каким литературным жанром мы сегодня работали на уроке? (со сказкой)
– Какая это сказка? (волшебная)
– Кто написал эту сказку?
– Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)
– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)
Б) Правила «жизни» (слайд №14)
- Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
- Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
- Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.
- Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.
- Дорожи дружбой.
- Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
8. Домашнее задание
(по выбору учащихся) (слайд №15)
- Продолжить знакомство с волшебными сказками Ш. Перро.
- Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки Ш. Перро « Золушка»
- Продолжить сочинять стихи о Золушке для оформления творческого альбома.
9. Рефлексия
– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.) Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь. Спасибо за урок.
Учащиеся выходят из класса под музыку Л. Фадеевой-Москалевой «Продолжение сказки».