Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Задачи урока
1. Образовательные:
- ознакомление детей с признаками и особенностями осенней природы;
- формирование представления о состоянии природных объектов в осеннюю пору;
- определение основных отличительных признаков объектов природы осеннего периода.
2. Развивающие:
- создание условий для развития устной речи учащихся, мышления, воображения;
- развитие устной речи;
- развитие умения комментировать свои действия на уроке.
3. Воспитывающие:
- воспитание интереса окружающей среде;
- воспитание заботливого отношения к природе;
- воспитание адекватной самооценки.
Планируемые результаты
Личностными результатами являются умения и качества:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувство любви к родной природе;
- умение сочувствовать и сопереживать.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
- определять тему урока с помощью
учителя; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
- выявлять сущность, особенности
объектов; - обобщать и классифицировать по признакам. |
- слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной форме; - совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
Предметными результатами являются умения:
- различать осень по существенным признакам;
- характеризовать осень как время года;
- устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных осенью.
Основные этапы урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Формулирование темы урока.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Послушайте загадку, отгадайте.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
(Осень)
- На предыдущих уроках мы говорили о приметах осени и уже много что про неё знаем.
Учащиеся, используя свои наблюдения и рисунки, описывают погоду осенью по плану:
1. Что было предметом ваших наблюдений?
2. Какие наблюдения сделали?
- Сформулируйте вывод, как изменяется погода с наступлением осени.
III. Формулирование темы урока.
- Давайте вспомним ранее составленный план изучения времени года – осени:
1) Приметы осени.
2) Погода осенью.
3) Жизнь людей в эту пору.
4) Животные и растения осенью.
- На все ли вопросы мы нашли ответы на предыдущих уроках?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Викторина по теме “Осень”.
– А что такое “викторина”?
– Как её проводят?
– Как в ней участвуют?
– Работать будем в командах. Что необходимо сделать, чтобы разделиться на команды?
Дети предлагают свои варианты. Принимается совместное решение. Дети пересаживаются по своим группам.
Слайд 2 | Повторение правил работы в команде |
Слайды 3-7 | Задание 1. Узнай дерево Командам предлагаются картинки с изображением листьев. Вопросы командам: - На какие группы можно разделить эти деревья? По какому признаку? - Как изменяется листва осенью? - Чем интересна лиственница? - Как называется явление, когда деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву? - Кто наблюдал это явление? Опишите свои ощущения, чувства. - Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму, а хвойные – нет? Дополнения учителя. Одной из причин листопада является то, что оставшиеся на зиму листья служили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. Хвоинки же узкие и гладкие, они образуют ровную поверхность, поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают с веток. |
Слайды 8-12 | Задание 2. Назови зверя. - Расскажите о жизни зверей осенью. Дополнения учителя. Осенью у медведя много забот. Во-первых, он линяет. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны. В-третьих, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. В средней полосе в холодные зимние ночи и в особо морозные или метельные дни белки отсиживаются в устроенных из тонких веточек округлых гнездах — гайнах. Внутрь такого гнезда заранее натаскивают большое количество зеленого мха или липового мочала, поэтому даже в лютые холода в беличьем гнезде бывает довольно тепло и уютно. Иногда поселяясь вблизи человеческого жилья, зверьки выстилают гнезда необычным для них материалом — ватой, паклей или еще чем-нибудь, что отыщут на задворках. |
Слайды 13-17 | Задание 3. Отгадай птиц. Вопросы командам: - Почему некоторые птицы улетают в тёплые края? - Как называют таких птиц? Перечислите их. - Как называют тех, которые остаются зимовать? Перечислите их. - Как они себя ведут осенью? - Как мы поможем помочь птицам? Дополнения учителя. Перелётные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся в поле для поиска пищи или отдыхающую на дереве. |
2. Подведение итогов викторины.
3. Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
- Какие задания вам были интересны?
- Какие задания вам удалось выполнить легко?
- При выполнении каких заданий испытывали затруднения?
- Понравилось ли вам работать в группе? Почему?
- Кого из ребят вы хотели бы похвалить и за что?
V. Итог урока.
- Особенности какого времени года мы изучали на уроках?
- Выберите иллюстрации, на которых изображена осень.
- По каким признакам вы выбрали эти картинки?
Дополнительное задание
Перед вами кроссворд “Картины осени”. Я буду загадывать загадки, а вы нарисуйте отгадки в кроссворд.
1)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
2)
С ветки в речку упадёт,
И не тонет,
А плывёт.
(Лист)
3)
Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки?
(Птицы)
4)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)
5)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)
1. 2. 3. 4. 5.
- Назовите отгадки. Что объединяет все эти слова?
- Какие признаки осени вы ещё узнали?
- Оцените свою работу:
VI. Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
- Какая информация на уроке заинтересовала вас?
- Что захотелось больше узнать?
- За что вы можете себя похвалить?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Выберите символ:
Литература
1. Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010. – 224 с.
2. Изображения с http://images.yandex.ru
3. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. Для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.: ил. – ISBN 5-09-00441407
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред.д-ра филолог.наук проф.Шведовой Н.Ю. – М.: “Русский язык”, 1975. – 846 с.
5. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. Карпенко М.Т. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.