Урок окружающего мира с ЭОР. Тема: «Осень – природа готовится к зиме». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Задачи урока

1. Образовательные:

  • ознакомление детей с признаками и особенностями осенней природы;
  • формирование представления о состоянии природных объектов в осеннюю пору;
  • определение основных отличительных признаков объектов природы осеннего периода.

2. Развивающие:

  • создание условий для развития устной речи учащихся, мышления, воображения;
  • развитие устной речи;
  • развитие умения комментировать свои действия на уроке.

3. Воспитывающие:

  • воспитание интереса окружающей среде;
  • воспитание заботливого отношения к природе;
  • воспитание адекватной самооценки.

Планируемые результаты

Личностными результатами являются умения и качества:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • чувство любви к родной природе;
  • умение сочувствовать и сопереживать.

Метапредметными результатами являются:

Регулятивные Познавательные Коммуникативные
- определять тему урока с помощью учителя;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- выявлять сущность, особенности объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам.

- слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметными результатами являются умения:

  • различать осень по существенным признакам;
  • характеризовать осень как время года;
  • устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных осенью.

Основные этапы урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Формулирование темы урока.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Послушайте загадку, отгадайте.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

(Осень)

- На предыдущих уроках мы говорили о приметах осени и уже много что про неё знаем.

Учащиеся, используя свои наблюдения и рисунки, описывают погоду осенью по плану:

1. Что было предметом ваших наблюдений?

2. Какие наблюдения сделали?

- Сформулируйте вывод, как изменяется погода с наступлением осени.

III. Формулирование темы урока.

- Давайте вспомним ранее составленный план изучения времени года – осени:

1) Приметы осени.

2) Погода осенью.

3) Жизнь людей в эту пору.

4) Животные и растения осенью.

- На все ли вопросы мы нашли ответы на предыдущих уроках?

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Викторина по теме “Осень”.

– А что такое “викторина”?

– Как её проводят?

– Как в ней участвуют?

– Работать будем в командах. Что необходимо сделать, чтобы разделиться на команды?

Дети предлагают свои варианты. Принимается совместное решение. Дети пересаживаются по своим группам.

Слайд 2 Повторение правил работы в команде
Слайды 3-7 Задание 1. Узнай дерево

Командам предлагаются картинки с изображением листьев.

Вопросы командам:

- На какие группы можно разделить эти деревья? По какому признаку?

- Как изменяется листва осенью?

- Чем интересна лиственница?

- Как называется явление, когда деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву?

- Кто наблюдал это явление? Опишите свои ощущения, чувства.

- Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму, а хвойные – нет?

Дополнения учителя.

Одной из причин листопада является то, что оставшиеся на зиму листья служили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. Хвоинки же узкие и гладкие, они образуют ровную поверхность, поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают с веток.

Слайды 8-12 Задание 2. Назови зверя.

- Расскажите о жизни зверей осенью.

Дополнения учителя.

Осенью у медведя много забот. Во-первых, он линяет. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны. В-третьих, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок.

В средней полосе в холодные зимние ночи и в особо морозные или метельные дни белки отсиживаются в устроенных из тонких веточек округлых гнездах — гайнах. Внутрь такого гнезда заранее натаскивают большое количество зеленого мха или липового мочала, поэтому даже в лютые холода в беличьем гнезде бывает довольно тепло и уютно. Иногда поселяясь вблизи человеческого жилья, зверьки выстилают гнезда необычным для них материалом — ватой, паклей или еще чем-нибудь, что отыщут на задворках.

Слайды 13-17 Задание 3. Отгадай птиц.

Вопросы командам:

- Почему некоторые птицы улетают в тёплые края?

- Как называют таких птиц? Перечислите их.

- Как называют тех, которые остаются зимовать? Перечислите их.

- Как они себя ведут осенью?

- Как мы поможем помочь птицам?

Дополнения учителя.

Перелётные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся в поле для поиска пищи или отдыхающую на дереве.

2. Подведение итогов викторины.

3. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

- Какие задания вам были интересны?

- Какие задания вам удалось выполнить легко?

- При выполнении каких заданий испытывали затруднения?

- Понравилось ли вам работать в группе? Почему?

- Кого из ребят вы хотели бы похвалить и за что?

V. Итог урока.

- Особенности какого времени года мы изучали на уроках?

- Выберите иллюстрации, на которых изображена осень.

- По каким признакам вы выбрали эти картинки?

Дополнительное задание

Перед вами кроссворд “Картины осени”. Я буду загадывать загадки, а вы нарисуйте отгадки в кроссворд.

1)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

2)

С ветки в речку упадёт,
И не тонет,
А плывёт.
(Лист)

3)

Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки?
(Птицы)

4)

Тучи нагоняет, 
Воет, задувает.
По свету рыщет, 
Поёт да свищет.
(Ветер)

5)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)

1.   2.
  3.  
4.   5.

- Назовите отгадки. Что объединяет все эти слова?

- Какие признаки осени вы ещё узнали?

- Оцените свою работу:

VI. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

- Какая информация на уроке заинтересовала вас?

- Что захотелось больше узнать?

- За что вы можете себя похвалить?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Выберите символ:

Литература

1. Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2010. – 224 с.

2. Изображения с http://images.yandex.ru

3. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. Для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.: ил. – ISBN 5-09-00441407

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред.д-ра филолог.наук проф.Шведовой Н.Ю. – М.: “Русский язык”, 1975. – 846 с.

5. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. Карпенко М.Т. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с.