Цель: расширить и систематизировать знания детей о грибах.
Задачи:
- Учить работать с информацией, формировать учебную деятельность.
- Развивать мышление, внимание, творческие способности.
- Развивать коммуникативную культуру учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация, тексты о грибах тесты, правила работы в группах, рисунки грибов, ромашка , строки стихотворения “Сыроежка”.
Ход урока
I Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся на прогулку в лес.
II Введение темы и цели урока (звучит музыка)
- Что такое природа?
- Посмотрите на экран. Что вы видите?
+ Это кластер, но грозди пустые.
- Используя ваши знания нужно заполнить грозди кластера.
- Какая бывает природа?
Живая природа | ||
Растения | Животные | Грибы |
- Назовите признаки живой природы.
- Ученые-биологи делят все живое на большие группы – царства. Какие это царства?
- Для того, чтобы узнать о каком царстве сегодня будем говорить на уроке, послушайте текст и определите, о чем идет речь?
- Эти живые существа любители поиграть в игру под названием “Угадай, кто я?”. Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что ученые несколько веков не могли решить, что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.
- Какое это царство? (корзина идей )
(звучит музыка)
- Представьте, что мы с вами в летнем сосновом лесу. Только что прошел дождь, дышится легко, сквозь верхушки деревьев пробиваются ласковые лучи солнца. И вдруг перед нами:
Встала шапка из травы,
Нет у шапки головы.
- Что это? Какова же тема урока?
III. Стадия вызова
Что мы знаем о грибах.
Цель: вспомнит, что известно о грибах, сделать предположения. Заполните таблицу, проставьте + или – в первый столбик (индивидуальная самостоятельная работа)
+ _
IV. Прием “Верные и неверные высказывания”
Сейчас мы поиграем в игру “Верите ли вы, что...”.
Правила игры:
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли Вы, что ...”. Вы обсуждаете ответы в парах.
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак “+”, если нет, то “-”.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 - - - + + + + + + + +
Вопросы:
1. Верите ли вы, что грибы - это растения? (Нет)
2. Верите ли вы, что грибы бывают зеленого цвета? (Нет.)
3. Верите ли вы, что грибы могут, как растения, создавать питательные вещества? (Нет.)
4. Верите ли вы, что грибы бывают шляпочными? (Да)
5. Верите ли вы, что грибы бывают трубчатыми? (Да.)
6. Верите ли вы, что грибы бывают пластинчатыми? (Да.)
7. Верите ли вы, что грибы размножаются с помощью спор? (Да.)
8. Верите ли вы, что грибы бывают съедобными и несъедобными? (Да.)
9. Верите ли вы, что грибы полезны для здоровья? (Да.)
10. Верите ли вы, что нельзя рвать незнакомые грибы? (Да.)
11. Верите ли вы, что нельзя собирать грибы возле шоссе или промышленных предприятий? (Да.)
V. Прием “Инсерт”, чтение с пометками.(отметить на полях если уже знаете, то +, не знаете -, сомневаетесь?)
(Шляпочными грибами называют грибы, верхняя часть которых похожа на шляпу. Отсюда и название грибов - шляпочные. Это белый гриб, подберезовик, подосиновик.)
Какой гриб называют царем грибов?
(Царь грибов - белый гриб или боровик. Назван он так потому что его мякоть не темнеет при срезе и при сушке. Он очень вкусный и питательный. У народов Европы считается одним из самых благородных и ценных грибов.)
Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми?
(Шляпочные грибы ещё называют трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Опёнки называют пластинчатыми грибами.)
Как грибы размножаются?
( Грибы размножаются с помощью спор. Споры находятся в пластинках у пластинчатых грибов, в трубочках у трубчатых грибов. Споры прорастают и образуют грибницу - похожее на паутинку сплетение нитей. Из грибницы вырастают новые грибы.)
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Их выделили в отдельное царство. Известно более 100 000 видов грибов.
Отличие грибов от растений.
Подумай: бывают ли грибы зеленого цвета? Нет, не бывают. Встречаются сыроежки зеленоватого оттенка, но про них не скажешь “зеленые”. Грибы не имеют зеленой окраски – это первое отличие грибов от растений. Второе отличие: грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества.
Какие бывают грибы?
Шляпочные, трубчатые, пластинчатые.
Шляпочные грибы имеют шляпку, их еще называют трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры.
2) Работа со словарем по строению гриба(на карточки подписать части гриба)
- грибница или мицелий
- плодовое тело
- шляпка, ножка
VI. Физминутка
– Мы немного отдохнём
И в лесочек все пойдём.
Раз наклон, ещё разок –
И грибочек - в кузовок!
VII. Игра.
– Мы поиграем в игру: “Собери грибы в лукошко”
– Одна группа детей “собирает” грибы у интерактивной доски, а другая группа использует муляжи.
– На полянке много грибов: и съедобных, и несъедобных, собрать надо только съедобные. (На слайде грибы, дети выходят к доске, наводят курсор на картинку гриба. Если гриб съедобный, он перемещается в лукошко, если несъедобный, остаётся на месте.)
- Чем же питаются грибы?
+ Всасывают из почвы воду с минеральными солями, как растения.
Поглощают питательные вещества из мертвых останков растений и животных, как животные.
- Однажды так случилось, что деревья обиделись на грибы и ушли от них. Через некоторое время деревья стали высыхать и грибов становилось все меньше и меньше. Что же случилось?
VII. Как же размножаются грибы?
Задания для групп:
Распределить грибы на 2 группы, используя полученную информацию (картинки грибов).
VIII. Работа в парах. Решение проблем.
- Сможете ли выбрать правильное решение в трудной ситуации, останетесь ли верными друзьями природе, не нанесете ли ей вред?
- В трудной ситуации мы обращаемся за помощью к другу. Обсудите ситуации в парах. (Детям раздаются карточки с ситуациями).
* Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, разбросал и мох. Правильно ли он поступил? (Нет, нельзя разрывать грибницу - не вырастут больше грибы.)
* Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать? (Верный ответ - 1.)
1) оставить его на месте;
2) срезать и взять с собой;
3) спросить у друзей;
4) попытаться определить на вкус;
5) сбить ногой.
* Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:
1) пройдете мимо;
2) уничтожите, так как они вредны для человека;
3) полюбуетесь, так как они очень красивы;
4) оставите, так как это лекарство для лосей;
5) оставите, вспомнив слова учителя: “Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому”. (Верный ответ - 5.)
* Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать? (Ответ - 2.)
1) вырвать гриб с корнем;
2) оставить на месте;
3) сбегать за ножом;
4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;
5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб.
IX. Составление памятки как собирать грибы
X. Применение полученных знаний
1) Составить стихотворение из цветных полосок, озаглавить его (слайд)
Ах, какие мы заметные,
Грибники для нас - гроза!
Шляпки наши разноцветные
Всем бросаются в глаза,
Как увидят нас, не мешкая,
Собирают всех подряд,
Называют сыроежками,
А сырыми не едят.
Просмотр фильма о грибах
2) Составим газету “Грибочки из леса ” (работа в группах)
Вспомним правила работы в группах. Составить синквейн о грибах .
3) Составить вопросы о грибах, используя начало вопросов на ромашке (вопросы не должны повторять кластер)
- Как...? Почему...? Чем отличаются...? На что похожи...?
Правильно ли мы поняли...? (слайд)
Подготовить сообщения на темы:
- А вы знаете, почему белые грибы называют белыми?
- А вы знаете, какая польза, и какой вред от плесневых грибов?
- Грибы, которые занесены в Красную книгу.