Цели урока:
1) обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме “Действия с многозначными числами”;
2) развивать внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, познавательные интересы, кругозор;
3) воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе, прививать любовь к родному городу;
4) корректировать произносительную сторону речи учащихся, развивать слуховое восприятие, активизировать словарь путём включения математической терминологии.
Словарь: слагаемое, сумма, перестановка, колокол, улица Советская, Базарная.
Оборудование: мультимедийный проектор, перфокарты, таблица
План урока
- Организационный момент
- Фонетическая зарядка
- Устный счёт
- Работа с учебником
- Логическая задача
- Физкультминутка
- Решение задач
- Самостоятельная работа
- Итог урока
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
Учитель: - Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями!
- Садитесь!
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать! (слайд 2)
Вопросы учащимся:
- Какое сегодня число?
- Какой сейчас урок?
- Какой по счёту урок? (работа с экраном).
II. Фонетическая зарядка (2 мин)
Учитель:
- Какой сегодня дежурный звук? [C]
- Будем правильно говорить звук [С]. Произнесём звук [С] с движением.
Читаем вместе:
- СЛА СЛАГАЕМОЕ - СТА ПЕРЕСТАНОВКА - СУМ СУММА
- А сейчас прочитаем правило, где встречается звук [С]. Говорим правильно.
- Прочитай:
ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ СЛАГАЕМЫХ СУММА НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ.
III. Устный счёт (9 мин)
Учитель:
- Спросите меня, что мы будем делать на уроке?
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие не только по стране “Математика”, но и по нашему родному городу. (слайд 3)
Город Саранск был основан в 1641 году как военная крепость-острог, границы которой по современным меркам проходили от здания горсовета до Дома Советов и вниз по улице Красной и Первомайской. Отсюда начал расти город, отсюда протянулись его улицы. (слайд 4)
В настоящее время в городе насчитывается 240 улиц, включая 16 переулков, 3 проезда и 4 проспекта, площадь и бульвар.
И сегодня я предлагаю вам заглянуть ненадолго на одну из улиц, а на какую?
Об этом мы узнаем, выполнив следующие задания.
1. Вычислите (слайд 5)
27 + 63 14 + 0 455 + 545 32 3 322 – 122 12 4 500 - 328 180 2 77 11
В Е С Т О Я К А 172 14 90 200 96 7 1000 48
Ответ: ул. Советская – одна из старейших улиц Саранска. (слайд 6)
2. Сравните числа (слайд 7)
544 ... 455 6000 ... 5999 4000001 ... 4000100 999 ... 1000 3421 ... 3241;
3. Работа по таблице. Если ответы будут правильные, то мы узнаем, как называлась улица Советская в старину.
Выбрать правильный вариант ответа 15 дм = 150 см; 150мм 400 см = 4 м; 40 м 17 км = 17000 м; 170 м 6ч = 360 мин; 60 мин 9т = 90 ц; 90 кг
Ответ: Базарная. 1 ноября 1918 года её переименовали в Советскую улицу. Она называлась Базарной потому, что здесь постоянно шла торговля разными товарами, проводились базары и ярмарки. (слайд 8)
IV. Работа с учебником (5 мин) (слайд 9)
- А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Будем решать примеры. № 17 (1 строчка) стр.87. К доске выходят 2 ученика.
4078 6 73648 8 492 300 51200 800
- Что мы сейчас делали?
V. Логическая задача (2 мин)
- Разгадав ребус, вы узнаете, чем мы будем заниматься дальше.
- Да, будем решать задачи.
- В старину света не было. В домах пользовались свечками. Давайте решим логическую задачу о свечах (слайд 10).
Задача. На столе горят 7 свечей, 3 свечки потушили. Сколько свечей останется через 5-6 часов? (Ответ: 3 свечки)
VI. Физкультминутка (1 мин) (слайд 11). (Дети выполняют движения за учителем)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу,
В сторону руки плавно помашем – это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.
VII. Решение задач (12 мин)
- На Советской улице находится собор Ушакова. И сейчас давайте посчитаем массу колоколов этого собора.
Задача 1. Масса самого маленького колокола кафедрального собора воина Фёдора Ушакова в 4 раза меньше массы большого колокола и равна 1 т 500 кг, а масса среднего колокола на 3 т меньше массы большого колокола. Найдите массу большого и среднего колоколов. (6т., 3т.) (слайд 12).
Задача 2. Вместимость зрительного зала драматического театра – 480 мест, а вместимость молельного зала храма Ушакова – 300 человек. На сколько вместимость зрительного зала больше?( на 180 мест) (слайд 13)
VIII. Самостоятельная работа (10 мин) (слайд 14)
Тест (по перфокартам)
Вариант 1
1. Укажи цифрами запись числа пятьдесят тысяч тринадцать.
А) 50013
Б) 5013
В) 500013
2. Укажи правильный порядок действий в выражении:
230 - (54 + 45 3) 2.
3. Вычисли: 1265 63
А) 6595
Б) 79695
В) 72905
4. Расположи в порядке убывания: 14 мес., 1 век, 1 сут., 1 мин., 25 ч., 1 год.
А) 1 мин., 1 сут., 25 ч., 1 год, 14 мес., 1 век;
Б) 1 век, 1 сут., 1 мин., 1 год, 14 мес., 25 ч.;
В) 1 век, 14 мес., 1 год, 25ч., 1 сут., 1 мин.
5. Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.
А) 20 см
Б) 10 см
В) 20 см2
- Улица Советская богата не только достопримечательностями, но и там жили знаменитые люди. Например: в доме № 47 жил мордовский писатель Фёдор Семёнович Атянин (1910- 1975) – автор многих произведений для детей. (слайд 15)
- В годы Великой Отечественной войны в доме № 49 – гостиница “Центральная” размещался госпиталь № 4662. (слайд 16)
IX. Итог урока (2 мин) (слайд 17)
- Чем мы занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Ребята, любите свою Родину, цените свой город, уважайте людей, которые здесь живут. Соблюдайте чистоту и дома, и в школе, и на улице. Берегите природу! И мне хочется закончить урок словами С. Марковой:
Я люблю тебя, мой город!
В любом наряде ты красив и молод.
Ты моя судьба и песня.
Нам шагать с тобою вместе.
Учитель оценивает ответы учащихся.
X. Домашнее задание (слайд 18)
№ 17 (2 строчка) стр.87
- Спасибо за активную работу на уроке! (слайд 19)
Учебник: Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 112 с..