Цель урока: изучить с учащимися различные виды двигателей, рассмотреть внутреннее строение двигателей.
Оборудование: проектор, компьютер, модель двигателя, карточки для индивидуальной работы.
План урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Домашнее задание
- Кроссворд
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим различные виды двигателей. Выясним их роль в технике и влияние на окружающую среду. А перед этим я проверю выполнение вами домашнего задания.
Раздается индивидуальная работа:
1 ряд работа по карточкам
1 учащийся - дописать формулы на доске и объяснить их
m=?* v; Q=?*(t2-t1); q=?/m; L=Q/?; Q=m*?
1 учащийся - на доске найти пару для физических величин из единиц измерения
Физическая величина | Единица измерения |
Объем | Дж |
Скорость | Кг |
Время | М |
Путь | С |
Масса | м/с |
Количество теплоты | м3 |
1 учащийся - составить план новой темы п. 22, стр. 53-55
Работа с остальными учащимися:
- Как можно изменить внутреннюю энергию?
- На какие виды делиться теплопередача?
Слайд 2: Будет ли продолжать таять лед, если температура воздуха 0oС?
Слайд 3: Рисунок демонстрирует переход вещества одного агрегатного состояния в другое. Что это за процесс?
Слайд 4: Почему запотевает бутылка с водой, вынутая из холодильника?
Слайд 5: Какой из воробьев изображен летом, а какой зимой? В термосе, какие виды теплопередачи устраняет пробка, вакуум, зеркало?
Слайд 6: Почему жидкости нагревают снизу?
Слайд 7: Почему батареи отопления помещают снизу, а кондиционер наверху?
Опрос окончен, собираются карточки, проверяется выполненное задание учащимися на доске.
1 учащийся рассказывает план новой темы, что мы будем изучать на уроке.
Слайд 8. Все физические явления, законы находят применение в повседневной жизни человека. Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии. Как вы думаете, почему двигатели называют внутреннего и внешнего сгорания?
Слайд 9. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – это тип двигателя, в котором химическая энергия преобразуется в механическую работу.
Слайд 10.Источниками энергии являются различные виды топлива: бензин, керосин, нефть, газ. Двигатель внутреннего сгорания делятся на несколько видов: бензиновые, дизельные, реактивные. Бензиновые на карбюраторные и инжекторные.
Слайд 11.Двигатель состоит из основных частей: цилиндр, поршень, шатун, коленчатый вал, два клапана. Крайние положения поршня в цилиндре называются мертвыми точками. Расстояние проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой называется ходом поршня. Один цикл происходит за 4 хода поршня (4 такта). Открыть модуль 1.[1] “Рабочий цикл четырехтактного двигателя”.
Работа с учебником Перышкин А.В. Физика 8 кл.[4]. Задание по рядам:
- 1 ряд должен объяснить рис. 25(а), стр. 54;
- 2 ряд должен объяснить рис. 25(б), стр. 54;
- 3 ряд должен объяснить рис. 25(в, г), стр. 54;
Цикл двигателя состоит из 4 процессов: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.
Слайд 12. В технике широко используется другой тип двигателя - двигатель внешнего сгорания: паровая машина, паровая турбина, газовая турбина.
Слайд 13. Паровая машина – это двигатель внешнего сгорания, который преобразует энергию пара в механическую работу.
Слайд 14. Применение паровой машины.
Слайд 15. Паровая турбина. Это тепловой двигатель, в котором пар давит на лопатки и вращает вал. Работа с учебником Перышкин А.В. Физика 8кл. Объяснить рис. 26 стр. 56.
Слайд 16. Вид турбины
Слайд 17. Газовая турбина. Газовая турбина – это тепловой двигатель, в котором энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу.
А теперь мы с вами отдохнем и просмотрим, как собирают двигатель на заводе. [2] (видео)
Слайд 18. Жак-Ив Кусто говорил: “Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу”. Как вы думаете, почему он так говорил?
Слайд 19. Экологические проблемы использования двигателей. Число автомобилей возрастает, один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3 кг свинца в год. При нарушении работы карбюратора увеличивается содержание углекислого газа в атмосфере, что приводит к образованию парникового эффекта.
Слайд 20. Заболевания, вызванные загрязнением окружающей среды: бронхит, бронхиальная астма, пневмония, сердечная недостаточность, инсульт, язва желудка. Какие же меры может принять человек по снижению выброса вредных веществ? (равномерное движение машин; вывод из городской черты грузовых потоков; устранение неисправности двигателей; выключение двигателя при остановки транспорта.)
Слайд 21. Домашнее задание П. 22, 23, стр. 53-56.
Сообщение об использовании реактивных двигателей в ракетостроении.
Слайд 22. Кроссворд “Морской бой”. [3]
А1-А7. Парообразование, идущее из жидкости. (Кипение)
Б4-Б10. Единица измерения количества теплоты. (Калория)
В2-В10. Устройство, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию. (Двигатель)
Г2-Г9. Удельная теплота... (Сгорания)
Д1-Д9. Перенос энергии потоками вещества. (Конвекция)
Е2-Е10. Процесс превращения твердого тела в жидкость. (Плавление)
Ж2-Ж5. Конденсация водяного пара на растениях. (Роса)
З1-З9. Характеристика содержания водяного пара в воздухе. (Влажность)
И1-И7. Вид двигателя внутреннего сгорания. (Турбина)
К1-К7. Деталь двигателя внутреннего сгорания. (Поршень)
Список литературы
- http://school-collection.edu.ru/
- http://yandex.ru/video/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%
D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20 - В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая. Физика. 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методических идей..Волгоград: Учитель, 2012 г.
- А.В.Перышкин. Физика. 8 кл. М.: Дрофа, 2000 г.