Цели:
- образовательные – организовать деятельность учащихся по обобщению имеющихся знаний по теме “Питание”;
- коррекционно-развивающие – развивать логическое мышление и аналитико-синтетическую деятельность, внимание через работу с загадками, картинками овощей и фруктов; развивать и корригировать речь учащихся через работу ответы на вопросы, объяснение правил пользования посудой; развивать работу зрительного, слухового анализаторов при работе с компьютерной презентацией; корригировать тактильное восприятие через работу с посудой, с сухофруктами, мелкую моторику рук и внимание при работе с разрезанными словами; активизировать познавательную деятельность через творческие работы учащихся;
- воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Здоровьесберегающий компонент: физкультминутка на внимание и музыкальная пауза для отдыха.
Тип урока: нетрадиционный, урок-игра (виртуальное путешествие).
Методы обучение: проблемный, частично – поисковый, повторение, закрепление, контроль, игровой.
Оборудование: компьютерная презентация, слова-отгадки, магниты, цветок с лепестками – вопросами, посуда и инструменты (терка, нож, разделочная доска, кастрюля, ложка, сковорода), картинки фруктов и овощей, конверты с разрезанными словами, сухофрукты, овощи, крахмал, варенье.
Термины: парусник,терка, нож, разделочная доска, кастрюля, ложка, сковорода.
Межпредметные связи: география, естествознание, математика, музыка, чтение, развитие речи.
Ход урока
Этап урока I: Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. (Проверка готовности к уроку). Слайд №1
Этап урока II: Упражнение на активизацию познавательной деятельности
Мы с вами закончили изучение темы “Питание” и сегодня совершим виртуальное путешествие в одну замечательную страну. Но только вот беда название страны пропало, чтобы его узнать нужно, отгадать загадки. Нам прислали загадки, вы должны отгадать их, найти отгадку на столе и прикрепить магнитом на доску, так чтобы выделенные буквы совпали. Повторите задание. (Повторяют задание). (Приложение №1) (Отгадывают загадки, прикрепляют к доске отгадки).
1.Сто одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
2.Как называется сушёный абрикос? (Урюк)
3.Золотистый и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он..., обжигает..., не лимон. (Лук)
4.Как называется сушёный виноград? (Изюм)
5.Как называется сушёная слива? (Чернослив)
6.И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом. (Картошка)
7.Красная - девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь)
8.Дедушка смеется, на нем шубонька трясется. (Кисель)
9.Круглое, румяное, я расту на ветке; любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко) (Капуста, Урюк, Лук, Изюм, ЧерНослив, КАртошка, МоРковь, КИсель, Яблоко).Так в какую же страну мы поплывем? (“Кулинарию”).Правильно отгадали? (Да) Слайд №2
Этап урока III: Мотивация.
А поплывем мы в это путешествие на удивительном белоснежном корабле. Как называется такой корабль? (Парусник)Почему он так называется? (Есть паруса).Что такое парус? (Ткань, которая надувается под ветром и двигает корабль).Давайте дадим ему название. (Придумывают название). Слайд №3(учителю: добавить шум моря)
Совершим мы наше путешествие по морям и океанам, делая остановки на островах и разыскивая клады с золотыми монетами. Чтобы найти клад и получить золотую монету необходимо выполнить задание. Соберете пять золотых монет, получите пятерку за урок. Все задания будут по теме “Питание”, это и будет проверкой ваших знаний. А сейчас посмотрим, где пройдет наше путешествие: мы посетим “Остров знаний” и “Остров овощей”, “Остров посуды и инструментов” и “Остров творчества”, “Остров отдыха и физкультминутки” и “Остров киселя и компота”, будете выполнять задания, собирать монеты. (Смотрят слайды). Слайд №4,5,6
Готовы? (Да) А теперь вперед! Слайд №7(учителю: добавить шум моря)
Этап урока IV: Обобщение и систематизация знаний.
Наша первая остановка “Остров знаний”. На этом острове растет удивительный цветок. В его лепестках спрятаны вопросы. Возьмите себе один лепесток, внимательно прочитайте вопрос, подумайте и дайте ответ. (Приложение №2)
- Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к месту приготовления пищи?
- Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к человеку, готовящему пищу?
- Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к продуктам, из которых будет готовиться пищи?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с электроплитой?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с ножом?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с горячей жидкостью?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с тёркой?
(Отвечают на вопросы). Получите монетки. Слайд №8
Наша вторая остановка“Остров овощей”. На этом острове выросло огромное количество овощей, фруктов и разных продуктов. Ваша задача оставить только те, которые мы использовали на уроках. Расскажите, какие блюда мы готовили из этих продуктов. (Оставляют: Картофель, капусту, морковь, лук, масло подсолнечное, соль. Суп овощной, салат капустный, овощное рагу). Получите монетки. Слайд №9
Этап урока V: Физкультпауза.
А сейчас остановимся у “острова отдыха и физкультминутки”. Вставайте и выполните упражнение на внимание, делайте то, что я показываю, а не то, что говорю, т.е. повторяйте за мной. (Выполняют упражнения).
А теперь чуть-чуть отдохнем, сядьте правильно, расслабьтесь и послушайте музыку, как только закончится, откроете глазки. (Слушают музыку, закрыв глаза). Кто определит, какая это музыка? (учителю: добавить спокойную музыку). Слайд №10
Этап урока VI: Обобщение и систематизация знаний.
Следующая остановка “Остров посуды и инструментов”. Тут под пальмами нашелся конверт, а в нем непонятные рисунки. Ваша задача внимательно рассмотреть их, найти спрятанную посуду или инструмент, найти название на подоконнике, прикрепить к доске, выбрать данный предмет и рассказать, как вы его использовали на уроках. (Приложение №3) (Рассматривают рисунок, определяют предмет, вывешивают слово, выбирают предмет и рассказывают о его применении. Терка, нож, разделочная доска, кастрюля, ложка, сковорода). Получите монетки. Слайд №11
Следующая остановка “Остров киселя и компота”.
На острове в кустах нашли несколько конвертов. Ваша задача посмотреть, что в них. (Приложение №4) (Открывают конверты, достают кусочки бумаги). Как вы думаете что это? (Разрезанные слова). Ваша задача составить слово и объяснить, как мы использовали данный продукт. (Вода, крахмал, сухофрукты, сироп, сахар, варенье). (Объясняют). Ребята, а тут еще какие - то ягоды на столе? (Виноград, абрикос, яблоко, слива). Скажите, мы их как то использовали? (Из этих ягод делают сухофрукты, а зимой варят компот). На столе у вас блюдца. Рассмотрите внимательно и определите что это, расскажите, как мы их использовали. (Сухофрукты, варили компот). А что лишнее на ваших блюдцах? (Объясняют). Получите монетки. Слайд №12
Последняя остановка “Остров творчества”. Ребята дома подготовили небольшое выступление о том, какую пользу приносят овощи и фрукты, которые мы использовали на уроках. А так же какие еще блюда можно приготовить из них. (Выступление учащихся). Получите монетки. Слайд №13
Этап урока VII: Итог урока. Ну, вот все монетки собрали, посчитайте их количество, откройте дневники, поставьте оценку, а я распишусь. (Ставят оценки в дневники). Слайд №14 (учителю: добавить шум моря)
Рефлексия. Понравился ли вам урок? Что было самым интересным? (Отвечают на вопросы)
Дополнительные задания: упражнения на развитие речи: скажи ласково, скажи во множественном числе, скажи какой он (фрукт или овощ) и т.д., работа с картинками.