Класс: 1
Предмет: Окружающий мир.
Цели урока:
Предметные:
- знать, кто такие животные;
- знать группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп;
- узнавать и называть животных на рисунках.
Метапредметные:
- классифицировать животных по их существенным признакам;
- подбирать обобщающее название для животных каждой группы; выявлять их существенные признаки;
- осуществлять самопроверку;
- рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.
Личностные:
- осознавать необходимость бережного отношения к животным и чувства ответственности по отношению к ним,
- в том числе к тем, которые содержатся в неволе.
Оборудование:
- Тематические картины; Презентация “Какие бывают животные”
- Карточки с надписями: животные, звери, насекомые, рыбы, птицы; признаки групп животных.
- Индивидуальные рабочие листы с заданиями.
- Цветные карандаши.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Цель: Организация внимания обучающихся на начало урока. | Цель: Организация внимания на начало урока. | Саморегуляция мобилизации сил и энергии для предстоящей работы |
Самоопределение к деятельности. | Цель: Включение в учебную
деятельность. Посмотрите на экран, послушайте музыку. (мелодия “В мире животных”, на экране слайд со сменой разных видов животных). О ком сегодня будем говорить на уроке? (На доске надпись ЖИВОТНЫЕ) Каких животных вы можете назвать? В своих ответах вы больше называли животных одной группы, и называют “звери”. Сегодня мы с вами узнаем и ответим на вопрос “Какие бывают животные?” (На слайде появляется надпись “Какие бывают животные?”). Узнаем на какие группы делятся животные. И главное, почему животных разделили на группы. |
Цель: Включение в учебную деятельность.
О животных Ответы. |
Умение высказать свое предположение на основе иллюстраций. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Цель: Готовность мышления и осознание
потребности построения нового знания. У каждого из вас есть вот такой рабочий лист. <Приложение 1> Посмотрите внимательно, назовите зверей, которые есть у вас на рисунке. Объедините их в одну группу. (На доске надпись ЗВЕРИ) Животных, оказывается, намного больше. Рассмотрите животных второй группы, назовите их. Как назвать этих животных одним словом? (На доске надпись НАСЕКОМЫЕ) Рассмотрите животных третьей группы. Назовите их. Как назвать этих животных одним словом? (На доске надпись РЫБЫ) И еще одна группа животных. Назовите представителей этой группы. Как назвать эту группу животных одним словом? (На доске надпись ПТИЦЫ) Итак, сделаем вывод. |
Цель: Осознание потребности нового
знания.
Называют изображенных зверей. Называют изображенных насекомых. Насекомые
Называют изображенных рыб. Рыбы Называют изображенных птиц. Птицы. Всех животных можно разделить на 4 большие группы: звери, насекомые, рыбы, птицы. |
Ориентация в своей системе знаний;
умение отличить новое от уже известного с
помощью учителя. Участие в диалоге на уроке. |
Постановка учебной задачи. | Цель: Выявление места и причины
затруднения, формулирование темы и цели урока. Сегодня на уроке мы узнаем, какие общие признаки у животных каждой группы, узнаем, почему всех животных разделили на группы. |
Цель: Осмысление цели деятельности. | Определение цели деятельности на уроке с помощью учителя. |
Открытие нового знания. | Цель: Открытие нового знания. Отправимся в мир животных и найдем ответы на наши вопросы. (Дети сами выбирают о какой группе животных будем говорить) ПТИЦЫ Какой общий признак у всех птиц? Есть птицы, которые не летают. (Картинка: пингвин и страус) Кроме этого многие насекомые тоже могут летать. Значит, это не главное. А что же? Главный признак птиц – это наличие перьев. (Картинка: перья разных птиц) У разных птиц перья разного размера, разной окраски. Но у ВСЕХ птиц тело покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать. Скоро для птиц наступит тяжелое время – зима, и мы должны помочь тем птицам, которые не улетели в теплые края, подкормить их. (Картинка: воробьи зимой в кормушке) НАСЕКОМЫЕ Какой общий признак у насекомых? Действительно многие насекомые могут летать. А можно ли вот это животное назвать насекомым? (Картинка: муравей) Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут только муравьиные “мамы”. (Картинка: муравей-матка) Они вылетают из муравейника, чтобы создать новую семью, а потом теряют крылья и больше из муравейника не выходят. (Картинка: муравейник) Не летают так же такие насекомые, как жуки-жужелицы. (Картинка: жук-жужелица) Очень редко летают, хотя и имеют крылья жуки-плавунцы. (Картинка: жук-плавунец) Кузнечики (Картинка: кузнечик) Значит, умение летать, хотя и важный признак многих насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком насекомых является количество ног. Посмотрите на группу насекомых у себя в работах. Сколько ножек у насекомых? Итак, главным признаком всех насекомых является наличие 3 пар ножек. По отношению в насекомым мы порой, не задумываясь, бываем очень жестоки. Ловим и коллекционируем бабочек, жуков из-за их красоты, идем и не замечаем, что раздавили муравьишку. Многие виды насекомых стали редкими. ЗВЕРИ Отправимся в лес, чтобы рассмотреть и поговорить о зверях, следующей группе животных. Но в лесу неожиданно начался дождь. Давайте немного передохнем и послушаем музыку дождя в лесу. (Картинка: лес + мелодия дождя) Дождь закончился, выглянуло солнышко, из-за куста выглянул…. (Картинка: заяц) Какие еще звери живут в лесу? (На картине появляются медведь, лиса, волк) Рассмотрите изображения зверей, подумайте, какой же главный признак этой группы животных? А еще звери, и ТОЛЬКО звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их называют млекопитающими. А знаете ли вы, почему медведь зимой в берлоге лапу сосет? Вот такой интересный момент из жизни медведей имеет место в природе. РЫБЫ И еще одна группа животных, о которой мы поговорим. Это рыбы. Посмотрите, подумайте, какие признаки отличают рыб от других животных? Хорошо. Посмотрите на этих животных. (Картинка: Кит и морж) Киты постоянно живут в воде, а моржи проводят в ней значительную часть своей жизни. Киты и моржи - это морские звери, млекопитающие. Тело их покрыто шерстью. Значит, жизнь в воде –важный, но не главный признак рыб. Главный признак – наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб – жабры. С их помощью они дышат. Чешуя у разных рыб разная по размеру и по цвету. (Картинка: чешуя рыб) |
Цель: Построение нового способа
действий и формирование способностей к его
выполнению.
Летают?
Ребенок читает наизусть стихотворение К.Мухаммади “Сугробами засыпаны…” Летают? Можно.
6 ножек. 3 пары ножек.
Ребенок читает наизусть стихотворение С. Макотина “Какого жука в я лесу повстречал!”
Заяц Ответы детей
У зверей 4 ноги, тело покрыто шерстью.
Ребенок (подготовленный) делает сообщение на тему: Почему медведь зимой лапу сосет?
Рыбы плавают и живут в воде. |
Классификация животных по их
существенным признакам. Осознание необходимости бережного отношения к животным. Умение вести диалог на уроке. Умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями. |
Первичное закрепление во внешней речи. | Цель: усвоение нового знания. Итак, давайте еще раз повторим, какие отличительные признаки объединяют животных в эти четыре группы. Динамическая пауза – игра на внимание. |
Цель: повторение и закрепление нового
знания. Ответы детей. |
Участие в диалоге на уроке. Овладение логическими действиями сравнения и обобщения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Цель: применение нового знания;
индивидуальная рефлексия; создание ситуации
успеха. Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. У каждого из вас есть вот такие листы с изображением разных видов животных. Вам нужно взять цветные карандаши и обвести: зверей – зеленым цветом, рыб – синим цветом, птиц – желтым цветом, насекомых – красным цветом. |
Цель: индивидуальная рефлексия.
Дети выполняют задание в парах. |
Умение находить ответы на вопросы,
используя информацию, полученную на уроке. Умение отличить верно выполненное задание от неверного. Осуществление самопроверки. |
Включение в систему знаний и повторение. | Цель: включение в систему знаний,
повторение и закрепление изученного. Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь работой с соседом по парте, посмотрите на экран и проверьте работу соседа. Всех ли животных вы обвели цветными карандашами? (Картинка: Пауки) Пауки – это отдельное животное царство. Их нельзя считать ни насекомыми, ни зверями, ни рыбами, ни птицами. Все пауки являются хищниками и питаются насекомыми и мелкими животными. |
Цель: закрепление полученного знания и
использования его в выполнении учебной задачи.
Нет. Остался паук. |
Переработка полученной информации,
проверка по образцу. Умение определять признаки групп животных. |
Рефлексия деятельности. | Цель: осознание метода построения,
границ применения новых знаний. Ребята, наш урок заканчивается. Возьмите карточки для самооценки, оцените свою работу на уроке. Кто хочет сказать о своей работе, почему вы дали такую оценку своей работе на этом уроке? |
Цель: самооценка результатов
деятельности. Оценка своей работы. Ответы детей. |
Освоение начальных форм личностной
рефлексии. Формирование технологии оценивания образовательных достижений. |
Подведение итогов. | Цель: анализ работы на уроке. Что нового узнали на уроке? Что вам больше всего запомнилось? Какой вид работы больше всего понравился? |
Цель: анализ своей работы на уроке. Ответы детей. |
Овладение логическими действиями: анализом. |