Планируемые результаты:
Предметные:
- закрепить умение написания строчной и заглавной букв “П”;
- развивать умение различать звук и букву;
- развивать фонематический слух, умение делать звуко-буквенный анализ слов;
- развивать умение строить причинно-следственные связи.
Метапредметные:
Личностные:
- проявлять интерес к изучаемому предмету;
- развивать мотивы учебной деятельности;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке;
- осуществлять контроль за действиями и результатами;
- освоить способ написания и соединения письменных букв.
Коммуникативные:
- развивать умение грамотно строить устный ответ в соответствии с поставленными задачами;
- воспитывать взаимопомощь, умение сотрудничать.
Оборудование: пропись №3 В.Г. Горецкого.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.Слайд 1.
2. Включение в учебную деятельность.
Наше путешествие продолжается, и паучок решил с нами еще поиграть.
3. Мотивация учебной деятельности.
Игра. Если в словах, которые я назову, вы услышите звуки [п] или [п'], то вы хлопаете в ладоши. Если не услышите, то не хлопаете.Слайд 2.
Паучок привез
На самый полюс пылесос.
Он в пять минут почистил льдину,
Ну а потом пиджак пингвину.
(Рекомендуется прочитать стихотворение 2 раза, выделяя голосов необходимые слова)
Можно путешествовать на разных видах транспорта. Какой транспорт вы знаете? (Ответы детей)
Сегодня вместе с пингвином мы будем путешествовать на паруснике.Слайд 3.
Почему парусник имеет такое название? (Ответы детей)
4. Актуализация знаний.
- Посчитаем, сколько слогов в слове “парус”: па-рус, па-рус. (В слове “парус” 2 слога)
- Какой первый слог в этом слове? (Па)
- Назовите второй слог. (Рус)
- Какой звук в этом слове первый? (Звук [п])
- Охарактеризуйте этот звук. (Звук [п] согласный, глухой, твердый)
- Посмотрите на печатную и прописную буквы “П”. Чем они похожи?
- Чем буквы отличаются?
5. Постановка цели урока.
- С какой буквой мы продолжим работу? (С буквой “П”)
- Какие звуки может обозначать буква “П”? (Звуки [п] и [п'])
- Какую букву мы научились писать на прошлом уроке русского языка (письма)? (Строчную букву “п”)
- Давайте определим тему урока письма. (Письмо заглавной буквы “П”)Слайд 4.
- Какова цель нашего урока? (Закрепить писаниезаглавной букву “П”)
6. Повторение правил письма.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
На отлично потружусь.
7. Работа в тетрадях.
Откройте тетради.
Внимательно рассмотрите, как выглядит заглавная буква “П”.
- Какие элементы букв нам уже встречались? (Ответы детей)
- В каких буквах есть такие же элементы? (Ответы детей)
Повторим написание заглавной буквы “П”.
Ставлю точку в середину межстрочного пространства. Пишу наклонную палочку вниз с закруглением налево, касаясь нижней линии рабочей строки. Отрываю руку. Пишу наклонную палочку вниз с закруглением вправо, касаясь нижней линии рабочей строки. Отрываю руку. Пишу верхний элемент – крышу.
Для начала потренируемся писать заглавную букву “П” в воздухе под мой счет.(Учитель показывает написание буквы на доске, учащиеся по образцу “пишут” букву в воздухе.)
Теперь прописываем букву “П” в тетрадях до конца рабочей строки.
8. Физ. минутка.
Слайд 5.
Рыбки плавали, плескались
В теплой, свеженькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
- В каких словах вы услышали звук [п]? (Рыбки, плавали, плескались, теплой)
- В какой части слова мы слышим звук [п]?
- В каком слове вы услышали звук [п']? (Песке)
9. Работа в прописях.
Запись слога “Па”
Паучок решил загадать вам загадку.
Муха ахнула сперва:
“Ах, какие кружева!” -
И пропала голова.
Бедняжка, словно в тине,
Завязла в ... (паутине)
Слайд 6.
- Какой первый слог в слове “паутина”? (Па)
- Какое соединение у этих букв? (Верхнее)
Для начала пропишем слога “Па” в воздухе.(Учитель показывает написание слога на доске, обращая внимание на верхнее соединение.Дети повторяют написание слога “в воздухе”)
Запишем его в прописи 1 раз: па-а-а-а.
Запись слога “Пу”
Слайд 7.
Посмотрите на иллюстрацию – это пума, дикая хищная кошка. Пума – второй по величине представитель кошачьих, крупнее ее только ягуар. Обитает пума в жарких странах.
Слайд 8.
Запишем этот слог: пу-у-у-у.(Запись слога “Пу” проводится аналогичным способом)
Запись слова “Пума”
Слайд 9.
Сейчас мы научимся писать слово “Пума”.
Разделим слово на слоги: пу-ма, пу-ма.
- Сколько слогов в этом слове? (Два)
- Назовите первый слог. (Пу)
- Назовите второй слог. (Ма)
Я напишу слово “Пума” на доске, а вы внимательно посмотрите, как соединяются буквы между собой.(Учитель пишет слово на доске, диктуя вслух, и обращает внимание на соединения букв)
Запишите слово “Пума” в тетради.
Запись слова “Плот”
Но мы сегодня будем путешествовать не только на парусе, но и на плоту. Слайд 10.
Плот славится тем, что легко собирается, быстро плавает, легко огибает повороты.
Запишем слово “Плот” в тетради.
Слайд 11.
- Посчитайте, сколько слогов в слове “Плот”? (Один)
Обратите внимание, что между буквами “П” и “Л” нижнее соединение.
Мальчик по имени Петя сам построил плот. Он любезно нас прокатит на своем плоту.
Запись предложения
Запишем предложение “У Пети плот”.
- Какое слово первое? (У)
“У” – это предлог, маленькое и коварное слово. Предлоги со словами пишутся раздельно.
- С какой буквы за запишем это слово? (С заглавной) Почему? (Это начало предложения)
- Какое следующее слово? (Пети)
- С какой буквы напишем это слово? (С заглавной)
- Почему слово “Пети” мы напишем с заглавной буквы, если это середина предложения? (Это имя мальчика, имя собственное)
- С какой буквы напишем слово “плот”? (Со строчной)
Записываем предложение, диктуя себе каждое слово в полголоса по слогам.
Проверка.
10. Итог урока.
Мы сегодня много путешествовали. Пора прощаться с нашими героями.
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какой буквой мы работали?
- В каких случаях мы будем писать заглавную букву “П”?
- Какие звуки обозначает буква “П”?
11. Рефлексия учебной деятельности.
- Что вам понравилось на уроке?
- Оцените свою работу.
Слайд 12.