Цель: познакомить учащихся с завоеваниями Руси монголами, причинами и последствиями этого события.
Задачи:
- Образовательная. Определить характер, особенности и цели монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, выяснить историческое значение нашествия монголо-татар; показать героический характер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск;
- Развивающая. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, контурной картой, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах. Продолжить развивать у учащихся навыки работы с исторической картой, историческим источником.
- Воспитательная. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине. Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, отрывок из видео-фильма “Чингисхан”,анимированные схемы “Завоевания Чингисхана”, карта “Битва на Калке”, контурные карты, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация ранее изученных знаний. Проверка домашнего задания.
“Лингвистический конструктор” (работа в группах).
- Используя данные термины составить рассказ по плану о главных политических центрах Руси в XII-XIII вв. Приложение 1.
-Что происходило с Русской землёй в начале XIII века?
- Каковы последствия раздробленности на Руси?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Заполните в схеме названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси.
- Какой враг представляет особую опасность для Русской земли в начале XIII века?
Как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами, нашествие монголов затмило по своей жестокости и последствиям все прежние испытания, выпавшие на долю русской земли. О тяжелейшем в истории нашей Родины времени мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока “Монгольское нашествие на Русь”. Презентация 1. (Слайд 1)
Сегодня вы познакомитесь с нашествием монголов на Русь. Вы проследите направления нашествия, проанализируете обстоятельства поражения русских дружин, познакомитесь с героической обороной русских городов, узнаете о подвиге их защитников. Наша главная учебная задача: понять, почему монголы победили русские княжества.
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
В начале XIII в. на съезде монгольской знати талантливый полководец Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингисхан – в переводе Великий хан. Он объединил под своей властью все монгольские племена и поставил перед монголами задачу – завоевать весь мир. (Слайд 2)
2. Просмотр видео-фильма “Чингисхан” Приложение 3.
- Назовите страны, завоёванные монголами?
- В чём вы видите причину их завоевательных походов? (Слайд 3)
Первые годы XIII в. не предвещали Руси каких-либо серьезных внешних потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц; князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, разоряли их княжества, мирились и вновь враждовали. О той поре летописи с горечью сообщали: “Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братью”.
В те времена из восточных стран стали приходить тревожные, пугающие известия о появлении какого-то незнакомого, воинственного народа. Из глубины Азии двинулись на завоевание новых земель и овладение богатствами огромные полчища кочевников-монголов. На Руси их называли татарами. В историю они вошли под названием монголо-татары.
3. Битва на Калке. Работа с документом. Приложение 4.
Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы:
- Сколько русских князей пришли на поле боя?
- Чем закончилась битва на Калке?
4. Работа с картой.
- Рассмотрите карту и скажите, как располагались русские войска?
- Как действовали войска монголов?
- Почему русские князья потерпели поражение? (Слайд 5)
5. Физ. минутка.
6. Работа с картой.
- В каком направлении отправились монголы после битвы на Калке? (Слайд 6)
Глубокую печаль на Руси вызвало поражение на Калке. Но князей этот урок ничему не научил. Они продолжали междоусобные войны. А тем временем тучи над Русью сгущались. В 1235 г. на очередном курултае было принято решение о походе на запад, “до моря франков”, “до последнего моря”, как завещал Чингисхан.
Возглавил поход “к последнему морю” внук Чингисхана Батый. В 1236 г. Батый разгромил Волжскую Булгарию. Затем были подчинены мордва и башкиры. Монголы окончательно сломили сопротивление половцев на Северном Кавказе. Поздней осенью 1237 г. полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества. (Слайд 7)
Во всех русских летописях повествование о нашествии монголо-татар на Русь начинается с рассказа о разгроме Рязани. Этому трагическому событию посвящено и одно из замечательных произведений древнерусской литературы — “Повесть о разорении Рязани Батыем”. Летопись сохранила и донесла до нас последовательность трагических событий. (Слайд 8)
7. Работа с документом. Приложение 5. (Отрывки из летописи “Повесть о разорении Рязани Батыем”)
- Кто напал на Рязанское княжество? Как их именуют в летописи?
- Что вы узнали из летописи о тех трагических событиях?
- Почему Юрий Ингваревич Рязанский отправил сына Федора с дарами к Батыю?
По-славянски “разбилась” звучит как “заразися”. В память об этой драме город, впоследствии построенный на месте гибели Евпраксии и ее сына, назвали Зарайском. А князь Федор, княгиня Евпраксия и младенец Иоанн в церковной памяти русского народа почитаются как первомученики, от монголо-татар пострадавшие.(Слайд 9)
- Когда монголы подошли к Рязани?
- Назовите дату падения Рязани.
- В летописи о разорении Рязани говорится: “Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках…” Какие выводы вы можете сделать?
- О каких грехах говорит летописец?
8. Анализ документа (Лаврентьевская летопись). Приложение 6. Работа по карте.
- Прочитайте отрывок из Лаврентьевской летописи. Проследите по карте продвижение войск Батыя.
- Какие русские города были захвачены?
Опустошив Рязанскую землю, монголо-татары сожгли и разграбили города Коломну и Москву. В Москве они захватили в плен малолетнего сына великого князя Юрия Всеволодовича — Владимира.
Кровавое колесо нашествия катилось далее. Разгрому подверглись: Суздаль, Ростов, Галич, Ярославль, Тверь, Москва (показываем по карте) – все эти города были сожжены, а жители их “от старца до сущего младенца” беспощадно перебиты.
В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру. (Слайд 10)
9. Работа в контурных картах.
- Покажите на карте направления походов монголов.
- Какой тактический ход предпринял великий князь Владимирский Юрий Всеволодович?
Великий князь Юрий Всеволодович не руководил обороной Владимира. Он выехал на север собирать войско с окрестных княжеств. С малой дружиной он расположился на притоке Волги, ожидая брата своего Ярослава, спешившего к нему со своей дружиной из Киева.
- Когда была битва на реке Сить?
- Чем она завершилась?
- Укажите на карте место сражения.
- До какого города – центра самостоятельной земли на северо-западе Руси не дошли монголы?
- Почему, когда желанный Новгород был практически рядом, войско ушло в противоположную сторону?
Историки выдвигают различные версии. Будет правильным сказать, что Батый отказался от наступления на Новгород по ряду причин:
1. В Новгороде были профессиональные войска – княжеская дружина.
2. Город был хорошо защищен.
3. Бои с новгородцами могли затянуться и тогда голодной монгольской армии пришлось бы считаться с весенней распутицей в случае отступления.
И самое главное –
4. Боеспособность Батыевых войск к этому времени заметно упала и вероятность поражения под Новгородом могла сорвать выполнение главной задачи завещанной Чингисханом – поход к “последнему морю”.
- Итак, монголо-татарское войско, направляясь в свои степи, повернуло на юг, но на семь недель было задержано у небольшого города Козельска. 25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску. (Слайд 11)
История обороны Козельска — одна из самых героических страниц в истории нашего народа. Небольшой городок, который насчитывал в то время менее четырех тысяч жителей, в течение семи недель оказывал сопротивление самой мощной армии своего времени. Этот подвиг жителей Козельска стоит того, чтобы мы о нем помнили и через тысячу лет. (Слайд 12)
Маленький городок Козельск отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости, которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск злым городом и сравняли с землей. После взятия Козельска обессиленные отряды Батыя ушли в богатые пастбищами придонские степи и провели там всё лето 1238 года. А осенью этого же года они совершили набеги на Муром, Нижний Новгород и другие города Северо-Восточной Руси.
Первый поход Батыя на Русь не привёл к окончательному её подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.
10. Самостоятельная работа с учебником.
В 1239 году Батый начал свой второй поход на Русь. Об этом событии вы сейчас будите читать самостоятельно и выполнять задания к прочитанному. (Слайд 13)
- В каком году воины Батыя двинулись в Центральную Европу? (В 1241 году)
- Какие города Южной Руси были сожжены? (Переяславль-Южный, Чернигов и др.)
- Что стало с Киевом? (Монголы овладели им) (Слайд 14)
- Какие западные страны были разорены Батыем? (Галицкая Русь, Венгрия, Польша, Чехия)
- В каком году воины Батыя вернулись на Нижнюю Волгу? (В 1241 году)
- В чем была заслуга Руси перед народами Европы? (русские княжества, оказав серьезнейшие сопротивления монголам, истощили силы войска Батыя)
V. Итог урока. (Слайд 15)
- Почему монголы победили Русские княжества?
- Можно ли назвать 1237 – 1240 гг. временами трагическими и героическими?
VI. Закрепление изученного.
Заполни пропуски:
Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства и принял имя ______________ - Великого хана. 31 мая _________года на берегу Калки началось кровопролитное сражение. В 1236 году монголы разгромили ______________. Жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавлял ______________. Маленький городок _______________ отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять.
Приведите в соответствие название города и имя человека, прославившегося при его обороне от монголов.
Евпатий Коловрат А) Москва Филипп Нянька Б) Киев Пётр Ослядюкович В) Рязань Воевода Дмитрий Г) Владимир
VII. Домашнее задание.
Параграф 12, выполнить задания в контурных картах.