Цель и задачи урока:
- формирование представления о конфликте, его видах, способах разрешения конфликтов;
- развитие умения аргументированно высказывать свое мнение;
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
- отработать модели решения повседневных конфликтов.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями: сказка “Мудрецы и слон”, примеры конфликтов, ситуации для инсценировки; цветные карточки для рефлексии, притча “Воробей” на видео.
План урока
1. Мотивационный этап
2. Приветствие учителя.
Выход к теме.
- В начале урока хочу рассказать вам шуточную сказку “Мудрецы и слон” (приложение № 1)
Обсуждение сказки.
- О чем эта сказка?
- Почему мудрецы так и не узнали, какой он слон?
- Каким мог бы быть конец сказки?
Итак, мы сегодня поговорим о конфликтах. А вы знаете что такое конфликт? Давайте для ответа используем цветные карточки, которые лежат у вас на столах.
Зеленая карточка означает – да. Желтая – не уверен. Красная – нет, не знаю.
- Как вы считаете, нужно ли человеку умение выходить из конфликта или даже лучше умение не допускать конфликта?
- Вы обладаете этими умениями?
3. Постановка учебной задачи.
- Ну что ж, давайте подведем итог вашим ответам и поставим задачи на урок.
Сформулируйте их.
Ответы детей:
- узнать что такое конфликт?
- какие они бывают?
- получить практические навыки выхода из конфликтной ситуации.
Операционально-исполнительный этап.
4. Работа с определением.
- Прочитайте определение конфликта, которое дано в учебнике.
- А вот следующее определение из другого источника.
5. Работа со схемой конфликта.
Так можно представить схему конфликта. Субъекты конфликта - участники, предмет – то, из-за чего произошел конфликтов.
Непримиримые противоречия существовавшие у участников в результате некоего события, иногда незначительного, ставшее поводом, приводит к столкновению.
6. Виды конфликтов.
А) Скажите, между кем и кем может возникнуть конфликт? Давайте приведем примеры.
- это межличностный конфликт – самый распространенный.
Второй вид конфликта постарайтесь определить по высказыванию известного мыслителя.
“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей”. Сократ . 470-399 гг. до н.э.
- между кем конфликт? (старшим и младшим поколением) Извечная проблема “отцов и детей”. А знаете автора высказывания? Обратите внимание на даты жизни. Как видите, эта проблема не только сегодняшних поколений.
- этот конфликт социальный, между социальными группами. Сюда же относят конфликты, с которыми мы познакомились на прошлом уроке – этнические.
Итак, если рассматривать конфликт со стороны его участников можно выделить:
- межличностный;
- социальный;
- и еще внутриличностный. Типичный пример: женщина разрывается между работой и домом, семьей.
Вот это первая классификация конфликта.
Б) Есть другая классификация. Предлагаю вам на примерах конфликтов, которые даны на листочках, самим выделить какие это конфликты и определить какой критерий стал основой для классификации.
Работа учащихся с текстом.
Ответы:
- экономический;
- политический;
- религиозный;
- территориальный.
Критерием стал предмет конфликта.
- Оцените конфликты с точки зрения его масштабности. Какой конфликт масштабнее и, соответственно, последствия от конфликта более серьезные.
В) Хочу познакомить с конфликтами, различающимися по способу протекания:
- конфронтация;
- соперничество;
- конкуренция.
Работа с текстом учебника.
Вывод: какой вывод можно сделать из вышесказанного:
- очень много видов конфликтов;
- зависит от того, что является критерием для сравнения.
7. Интерактивная беседа учителя с учащимися по высказыванию ученого.
- Конфликты неизбежны. Но где-то они, по мнению некоторых, даже необходимы. Известный академик П.Л. Капица говорил: “Если в научном коллективе нет конфликта, он идет прямой дорогой на кладбище”.
- Что он имел в виду? Как понять смысл его слов?
8. Предупреждение конфликтов.
- Но как бы то ни было все конфликты наносят колоссальный ущерб здоровью, имуществу, судьбам людей. Известно, что переживания от конфликта длятся намного дольше самого конфликта. Постконфликтная напряженность, отрицательные эмоции, тяжелые негативные переживания имеют мощный разрушительный фактор. По этой причине конфликт разумнее предупреждать (не допускать), чем устранять их последствия.
Специалисты – психологи выделяют следующие способы решения конфликтов. Прочитайте (по слайду).
Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон;
Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
Арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью;
Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
9. Решение конфликтных ситуаций и инсценировка.
- Давайте сейчас сами попробуем решить конфликтную ситуацию.
Самыми массовыми и распространенными являются семейные конфликты. Поэтому для решения предлагаю типичные жизненные ситуации.
Ваша задача: инсценировать сценку, но вначале нужно применить наиболее оптимальный способ их разрешения. (приложение №1)
Работа в группах, инсценировка конфликтных ситуаций, обсуждение.
- Какой способ вы применили? Возможно ли применение другого способа? Делаем вывод: все таки большинство житейских проблем можно решить на основе компромисса.
Сложнее обстоит дело с решением межнациональных, этнических конфликтов. Эти ситуации мы очень часто наблюдаем по телевизору.
10. Правила поведения в конфликтной ситуации (на слайде)
Я предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые могут пригодиться всем нам в жизни.
Заключительный этап.
11. Просмотр видео и обсуждение.
- Закончить урок я хотела бы притчей “Воробей”(показ видео).
- О чем эта притча?
- В чем мораль притчи?
Я желаю вам быть мудрее, терпимее. Чтобы вы научились не допускать конфликтов, а если он произошел, найти правильное решение конфликтов. Чтобы в ваших семьях был мир и спокойствие.
12. Домашнее задание (на слайде).
Прочитать параграф, выполнить задание № 7, практикум, и ответить на проблемный вопрос: “Можно ли считать конфликты своеобразной “школой опыта по отстаиванию своих прав” для людей и целых государств”?
13. Рефлексия.
На этом урок окончен. Я хотела бы узнать ваше мнение по сегодняшнему уроку. Если вы считаете, что разговор на уроке был для вас полезен, когда будете уходить, оставьте на столах зеленые карточки. Если считаете, что урок был интересен, но вам чего-то не хватило – желтые, а если разговор для вас прошел впустую – красную карточку.
Спасибо за урок До свидания.