Пояснительная записка
Программа кружка интегрирует в себе формы и методы таких учебных дисциплин, как валеология и экология.
Валеология призвана сформировать специальные знания, навыки по сохранению и укреплению здоровья. Человек неразрывно связан с окружающей средой, он - часть природы. Ему необходима хорошая пища, чистая вода и свежий воздух.
Связь здоровья и природы неразрывна. Формирование мотивации на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста возможно через экологические аспекты. Важно помочь ребенку войти в таинственный и прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с ее особенностями, с солнцем, воздухом, растениями, животными. Недостаточно обратить внимание старшего дошкольника только на его ближайшее окружение, важно научить его видеть красоту и неповторимость окружающего мира, необходимо научить его предотвращать сезонные заболевания. Через привлечение внимания дошкольников к соответствующему времени года учим их приемам закаливания, сохранения здоровья в данный период года. В процессе работы обращаем внимание на разнообразие мира растений, знакомим с лекарственными растениями, рассказываем о их значении в жизни человека. Важно сформировать у детей представление о целебных свойствах овощей, фруктов. Приоритет на занятиях кружка отдается самостоятельным открытиям детей.
Цель: формировать у детей основы здорового образа жизни и осознанное отношение к своему здоровью.
Задачи:
- Научить детей предотвращать заболевания, вызванные сезонными изменениями в природе.
- Формировать у детей представление о целебных свойствах фруктов, овощей, лекарственных растениях.
- Воспитывать привычку правильного поведения в природе.
Условия реализации занятий кружка:
- психологическая комфортность;
- деятельностная основа (возможность самостоятельного открытия, совершения действий, направленных на изучение предметов и явлений);
- наглядность в соответствии с психологическими особенностями детей.
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа рассчитана на один год обучения. В кружке могут заниматься дети подготовительной возрастной группы (6-7 лет). Продолжительность занятий - 30 минут, один раз в неделю. Численный состав - 10-11 воспитанников. Занятия проводятся в игровой форме, а использование различных приемов, практической деятельности делают усвоение материала интересным и независимым. Играя, дети познают и легко запоминают новое.
Методы и приемы:
1. Словесный: беседа, чтение, устное народное творчество (загадки, пословицы, поговорки, художественное слово), дискуссии, проблемные ситуации.
2. Наглядный: рассматривание иллюстраций, картин.
3. Практический: экспериментальная деятельность, изодеятельность, ручной труд из природного материала, экскурсии, наблюдения в природе, труд в уголке природы, деление на микрогруппы, тренинги, ТСО.
4. Игровой: дидактические игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, круги общения, тематические этюды
Структура занятий кружка:
1. Вводная часть:
а) игровая мотивация;
б) наблюдение;
в) рассматривание.
2. Основная часть:
а) беседы;
б) дидактические игры;
в) проблемные ситуации;
г) дискуссии.
3. Практическая часть:
а) эксперименты;
б) продуктивная деятельность;
в) труд в уголке природы;
г) тренинги;
В основе структуры занятий используем интеграцию различных видов деятельности, образовательных областей "Познание","Коммуникация", "Социализация", "Здоровье", "Безопасность". Предварительной работой занятий являются наблюдения в природе, художественное слово, рассматривание иллюстраций, объектов живой природы.
Учебно-тематический план:
Разделы | Тема | Срок | Час | |
1. "Здоровье - бесценный дар" | "Я живу среди природы. У нас в гостях доктор Природа, доктор Вода, доктор Солнце и доктор Воздух". | Октябрь | 2 | |
2. "Уроки здоровья Чародейки Осени" | 1. "За что мы любим осень раннюю и позднюю". | Октябрь | 2 | |
2. "Знакомые незнакомцы" ("портреты" деревьев и кустарников"). | Ноябрь | 2 | ||
3. "Опасные двойники" (о грибах). Кладовая Чародейки Осени". | Ноябрь | 2 | ||
4. "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". | Декабрь | 2 | ||
3. "Уроки здоровья Зимушки Зимы" | 1. "Зимние развлечения. Что может случиться?" | Декабрь | 2 | |
2. "Снег - друг или недруг здоровья. Снегопад, снегопад:". | Январь | 2 | ||
3. "Осторожно - лед!" | Январь | 2 | ||
4. "Домашний доктор - на окошке". | Февраль | 2 | ||
5. "О зверях и птицах в нашем доме" | Февраль | 2 | ||
4. "Уроки здоровья Волшебницы Весны" | 1. "Весна и здоровье". | Март | 2 | |
2. "Ранняя весна. Сосульки - чудо дивное и опасное". | Март | 2 | ||
3. "Где зелень, там и здоровье". | Апрель | 2 | ||
4. "Цветы весны - отрада для души. Как растения заботятся о своем здоровье?" | Апрель | 2 | ||
5. "Уроки здоровья Волшебницы Весны" | 1. "Подружись с солнцем. Солнечные ванны". | Май | 2 | |
2. "Природа и здоровье" - итоговое | Май | 2 | ||
Итого | 32 |
Диагностическое обследование
Вопросы для собеседования с детьми:
1. Чем полезны прогулки в осенний лес?
2. Какой вред могут принести грибы?
3. Для чего человеку нужен воздух?
4. Для чего людям нужна вода?
5. Как мы закаливаем свой организм?
6. Чем полезна зима для здоровья?
7. Чем полезны для здоровья комнатные растения?
8. Чем опасен лед для здоровья? (сосульки)
9. Назови правила поведения с домашними питомцами.
10. Как переходить улицу в гололед, снегопад?
11. Как предупредить простуду? (зимой, весной)
12. Чем опасен сильный мороз?
13. Чем полезны и вредны солнечные ванны?
14. Чем полезны растения для здоровья человека? (лесные, полевые)
15. Как правильно питаться ранней весной?
16. Игра "Можно-нельзя" (правила поведения людей в лесу).
17. Игра "Хорошо-плохо" (дождь, снег).
Высокий уровень | - правильно отвечает на все вопросы воспитателя, осознанно относится к здоровому образу жизни. |
Средний уровень | - отвечает на вопросы воспитателя с помощью наводящих вопросов. |
Низкий уровень | - отвечает не правильно на вопросы воспитателя. |
К концу года дети должны знать: о пользе фруктов, овощей, лекарственных растений; о сезонных изменениях в природе и уметь предотвращать заболевания, вызванные ими.
К концу года дети должны уметь: правильно вести себя в природе; объяснять суть опытов, экспериментов, проводимых на занятиях кружка.
Материальное обеспечение: бумага, цветные карандаши, фломастеры, лейки, фартуки, салфетки, предметы для лаборатории, ТСО, комнатные растения, корзинки, муляжи грибов.
Методическое обеспечение: наглядные пособия - иллюстрации растений, животных; рисунки, изображающие четырех сказочных персонажей - Доктор Природа, Доктор Солнце, Доктор Вода, Доктор Воздух; дидактические игры: "Вершки-корешки", "Где осень ранняя, а где поздняя?", "Знаешь ли ты деревья?", "Где прячутся витамины?", "Съедобное-несъедобное", "Как избежать неприятностей", "Времена года", "Правильно-неправильно"; ширмы-раскладушки: "Лекарственные растения", "Где прячутся витамины", "Первоцветы", "Мой лучший друг"; таблицы "Калейдоскоп природы"; художественная литература.
Литература:
- Дурейко Л.И. Природа и здоровье: учебно-методическое пособие. - Минск: Тесей, 1999.
- Дурейко Л.И. Природа и здоровье: пособие для детей. - Минск: Тесей, 1999.
- Степанова В.А. Листок на ладони: методическое пособие. - Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004.
- Молодова Л.Н. Экологические занятия с детьми: учебно-методическое пособие. - Минск: Ансар, 1996.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2004.
- Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология: детская энциклопедия. - М.:АСТ, 2002.
- Зотов В.В. Лесная мозаика: книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 1993.