Цели урока по линиям развития личности: учить выделять признаки разрушения аграрного общества на примере Испании, Франции, Германии в XVII веке.
Обязательный минимум содержания:
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Разные темпы разрушения аграрного общества.
Действия учителя | Действия учеников |
Создание проблемной ситуации Запишите тему урока: "Лидеры Западной Европы". Как вы понимаете значение слова лидер? Изучите справочные сведения (с. 136 учебника), где приведены данные, которые касаются государств Западной Европы. Попробуем разобраться, кто из них является лидером. Приложение 1. Какую страну, если сравнивать по количеству населения можно назвать лидером? По количеству городов? По объёмам добычи золота? |
- Лидер - лицо, идущее первым - Наибольшее количество населения проживало во Франции (15-20 мл. чел.) - Наибольшее количество городов имела Германия. - Единственная страна из представленных, которая в огромных количествах завозила золото из колоний, - это Испания. |
Формулирование проблемы Итак, если потребуется назвать наиболее развитое западноевропейское государство, то у нас возникнет противоречие, появится проблема. Какая? Что станет основным вопросом нашего урока? |
- По этим данным это установить
невозможно. Каждая страна является лидером в
определённой сфере. - Какую из стран Западной Европы можно считать наиболее развитой? |
Гипотезы Какие будут версии, предположения? |
Принимается любая версия |
Актуализация знаний Чтобы выяснить, какую страну считать наиболее развитой, нам нужно вспомнить, какие имеющиеся знания о развитии общества в Новое время следует использовать Какие критерии мы можем использовать для определения лидерства той или иной страны в Западной Европе? |
- Необходимо вспомнить признаки
аграрного общества и признаки его разрушения. Учащиеся называют эти признаки и выполняют задание № 1 на карточках. Приложение 2. - Насколько успешно в ней идёт разрушение аграрного общества и формирование нового. |
Формулирование плана урока Что нам необходимо сделать, узнать, чтобы определить, какие страны являются лидерами? Результаты нашей работы мы будем записывать в таблицу. Работа проводится в группах. Каждая группа предоставляет результат своей работы в ходе обсуждения. |
- Познакомиться с фактами их истории и сравнить с признаками разрушения аграрного общества - выяснить, какие из них наблюдаются, а какие нет |
Открытие нового знания Все факты в таблицу мы будем заносить с двумя знаками: "+", если факт свидетельствует о разрушении аграрного общества; "-", если противоречит этому |
Учащиеся объединяются в группы и
выполняют задание по заполнению таблицы I группа - Франция II группа - Испания III группа - Германия |
Таблица "Разрушение аграрного общества во Франции, Германии и Испании"
Результат работы в приложении 3.
Страны | Промышленность, рост городов, рыночное хозяйство | Разрушение сословий. Борьба за равноправие |
Снижение влияния знати. Демократические выборы, парламенты | Снижение влияния церкви. Распространение образования |
Франция | ||||
Испания | ||||
Германия |
Действия учителя | Действия учеников |
Открытие нового знания Какой вывод на основе данных таблицы можно сделать? Какие явления преобладали: разрушение аграрного общества или торможение этого процесса? В 1643 году французский престол наследует Людовик XIV. Как характеризует короля его высказывание "Государство - это я!"? Изучите схему "Французское королевство к концу XVII века" и ответьте на вопрос: "Можно ли считать такую систему управления абсолютной монархией?" Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы. Как были развиты Германия и Испания? |
- Представители каждой группы сообщают
результаты своей работы - Во Франции преобладали черты аграрного общества, более того шёл процесс формирования абсолютизма. Но одновременно появлялись признаки, которые разрушали его : стали появляться мануфактуры, король (Генрих IV) прислушивался к мнению буржуазии, отстранял от власти земельную аристократию. Этот процесс продолжил Ришелье, он заменил губернаторов-феодалов на чиновников - Людовик XIV был сторонником укрепления власти короля, т.е. сторонником абсолютной монархии. - Да, такую систему можно назвать абсолютной монархией, потому что в руках короля сосредоточилась вся полнота власти: законодательная, исполнительная, судебная. Все органы власти подчинялись королю, как центральные, так и местные. Армия непосредственно была в полной зависимости от короля. Несмотря на то, что это были страны, в которых преобладали черты аграрного общества, там уже начали формироваться признаки его разрушения. |
Применение нового знания Обратите внимание на название темы урока. Как вы думаете, почему страны, о которых мы узнали сегодня на уроке, считались лидерами? Какую из стран Западной Европы можно считать наиболее развитой? Сейчас мы проведём исторический диктант, в ходе которого вы должны подобрать к каждому понятию факт. |
- В них появились признаки разрушения
аграрного общества. - Из этих трёх стран можно выделить Францию, так как в ней завершился процесс централизации. Появлялись признаки разрушения аграрного общества. - Учащиеся выполняют задание № 2 в таблицах. Приложение 4, приложение 5. - Учащиеся меняются работами и проверяют их. На экране - верные ответы и критерии оценки |
Подведение итогов Оценивание работы учащихся, выставление отметок |
|
Задание на дом Прочитайте название следующего параграфа 11, предположите, о чём в нём пойдёт речь. Свои догадки проверите дома, когда познакомитесь с текстом параграфа и подготовите ответы на вопросы перед ним. |