Правильное, грамотное чтение текстов обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в единстве, позволяет реализовать комплексное, взаимосвязанное формирование различных коммуникативных компетенций/умений. Чтение как рецептивный речевой процесс требует от учеников активной умственной деятельности с целью получения из текста необходимой информации. Метод медленного чтения художественного текста формирует отношение учащихся к чтению как к творческому процессу. Не вызывает сомнения, что вдумчивое, внимательное чтение позволяет ученику открывать новые смыслы произведения, в результате чего происходит обогащение читательского и речевого опыта, а полученные знания и умения требуют сознательного применения в собственной речи.
Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Последнее время коммуникативному воспитанию школьников придаётся особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят "залог успешного формирования социально активной личности" многие современные ученые.
В связи с ориентацией современной школы на личностный подход в обучении и воспитании, актуальным становится понятие "языковой личности". Изучение языка через личностный аспект позволяет расширить представления о человеке, его возможностях, путях к самосовершенствованию. Именно чтение становится основным средством формирования языковой личности!
Важность текстоориентированного подхода в школьном курсе русского языка отмечают многие исследователи-филологи, а также то, что в его основе должны быть преемственность и системность. В процессе работы с текстом эффективно реализуются воспитательные цели, в процессе чтения личность развивается духовно.
Чтение произведений, посвященных проблемам экологии, этики, эстетики, национальным традициям, способствует формированию оптимистического мироощущения у обучающихся. Текст как дидактический материал обладает таким воспитательным потенциалом, какой дает учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры. Воспитать духовно развитую личность, испытывающую потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора позволяет именно работа с текстом.
Необходимо отметить, что при чтении понадобится применение знаний, полученных не только в курсе русского языка, но и на основе личностных наблюдений, эрудиции. Именно поэтому анализ текста Г.Я.Солганик считает "высоким и сложным искусством". По мнению Г.О.Винокура, значимость любого элемента текста диктует необходимость внимательного отношения к каждому его компоненту, так как в художественном тексте всё становится "мотивированным". Особую роль при анализе прочитанного текста играет наблюдение над ключевыми словами, которые, по словам И.Р. Гальперина, "выражают в тексте не только содержательную, но и содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию". Н.А. Николина также отмечает значимость ключевых слов, утверждая, что именно ключевые слова "отражают индивидуально-авторское видение описываемых реалий и явлений".
На основе текста, показывающего "язык в действии", создаются упражнения различного типа. Их использование помогает по-новому структурировать урок русского языка, обращаться к таким формам, как урок-семинар, урок-исследование, урок - практикум. Е.С.Антонова, например, вводит понятие урока - коммуникации, в ходе него учителем составляется стенограмма - управляемая беседа. Однако у школьников "по ходу чтения" могут возникать абсолютно разные взгляды на тот или иной отрывок, поэтому автор статьи советует учителю вести постоянный диалог с учащимися. Грамотно сформулированные педагогом вопросы вызывают у детей "неограниченные интерпретации речевых произведений", что позволяет читателю каждый раз открывать в одном и том же художественном тексте новые и новые смыслы. Ученик приобретает умение анализировать любой текст (устный или письменный) и тем самым вводится в речевую культуру (т.?е. приобретает знания о нормах языка и умения ими пользоваться).
Работа с поэтическими текстами всегда должна быть значимой в деятельности педагога, так как мысль, вооруженная рифмами, находит свой путь к слушателю быстрее. Именно поэтому особое внимание педагогу стоит обратить на задания, посвященные чтению детьми поэтических и прозаических текстов наизусть. Важно здесь наблюдение над словами в контексте.
Постигать новые значения слов - деятельность очень интересная, она развивает человека как личность, расширяет его кругозор. Работа с поэтическими текстами может побудить школьников к созданию собственных произведений. Так в скором времени учитель увидит, как творчески развивается ученик, какой яркой становится его речь.
Анализ языковой способности школьника дает возможность получения знаний о ребенке как личности, т.е. его интересах, потребностях. Такой подход, безусловно, может повысить качество образования: усиливается мотивация к учебной деятельности, так как ученик имеет возможность проявить свои задатки, способности и творческий потенциал в полной мере. Задачей учителя становится организация занятий, на которых ребенок, почувствовав себя частью коллектива, способен самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, аргументированно выражать свою точку зрения, согласовывать спорные вопросы с другими участниками учебного процесса. Знания, полученные на таких уроках, интегрируются, в результате ученик может применить их в социальной практике. У ребенка постепенно появляется чувство ответственности, самостоятельности. Роль чтения в процессе формирования языковой личности огромна.