Содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Психические особенности личности дошкольника, её духовный облик и нравственные качества формируются под определяющим воздействием социальной среды. Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения это целесообразно организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определённых пространственных взаимоотношениях и непосредственно включённых в контекст развития ребёнка. В предметно-пространственной среде овеществляются силы и способности ребёнка, освоение которых означает развитие и обогащение его самого.

Исходя из поставленных задач формирования художественно-творческих способностей детей, опираясь на положение Л.С.Выготского о роли зоны ближайшего развития ребёнка, теорию амплификации дошкольного детства (А.В.Запорожец), основные принципы построения развивающей среды ДОУ (С.Л.Новоселова, В.А.Петровский), учитывая закономерности развития детей дошкольного возраста, была предпринята попытка создания рекомендаций по наполняемости зоны самостоятельной художественной деятельности, стимулирующей творческую активность детей в процессе художественно-продуктивной деятельности.

Подробное описание наполняемости предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста смотреть в приложениях.

Приложение 1 "Содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей раннего возраста".

Приложение 2 "Содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.2-я младшая группа".

Приложение 3 "Содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.Средняя группа".

Приложение 4 "Содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей. Старшая группа".

Приложение 5 "Содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Подготовительная группа".

Используемая литература:

  1. Алиева, Т. И., Антонова, Т. В., Арнаутова, Е. П. и др.; Науч. Ред. Парамонова, Л.А. и др. Программа "Истоки" : Базис развития ребёнка-дошкольника [Текст] :Программа, базис развития ребёнка-дошкольника /Т. И. Алиева и др. - М. : Просвещение, 2003.
  2. Агапова, И. Аппликация [Текст] : домашняя мастерская / И. Агапова. - М. : ИКТЦ ЛАДА, 2008.
  3. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству [Текст] : методическое пособие / М. А. Абрамова, - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Васюкова, Н. Е., Родина, Н. М., Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет [Текст] : Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям/ Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина -М. : Творческий центр СФЕРА, 2012.
  5. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] : учебное пособие / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1978.
  6. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] : методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе "Радуга" / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1999.
  7. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] : нетрадиционные техники / Р.Г. Дубовская - М.: СФЕРА, 2004.
  8. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 1985.
  9. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество [Текст] : методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / Т. Г. Казакова. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2006.
  10. Комарова, Т. С. Условия и методика развития детского творчества [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Т.С. Комарова. - М. :Almamater, 1994.
  11. Комарова,Т. С. Художественная культура [Текст] : интегрированные занятия с детьми 5 - 6 лет / Т. С. Комарова. - М. : АРКТИ, 2000.
  12. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] : книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Т. С. Комарова. - М.: Российское педагогическое общество, 1997.
  13. Курочкина, Н. А. Дети и пейзажная живопись [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Н. А. Курочкина. - СПб. : Детство-Пресс, 1999.
  14. Новикова, И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду [Текст] : Средняя, старшая и подготовительная группы / И. В. Новикова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  15. Новикова, И. В. Конструирование из бумаги в детском саду [Текст] : Средняя, старшая и подготовительная группы / И. В. Новикова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  16. Ремезова, Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет [Текст] : Методика / Л. А. Ремезова. - М. : Школьная Пресса, 2005.
  17. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] : игры, упражнения / О. С. Ушакова. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2004.
  18. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : Программа, конспекты, старшая группа / Г. С. Швайко. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  19. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : Программа, конспекты, подготовительная группа / Г. С. Швайко. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.