Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.
Задачи урока:
- Образовательная - сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.
- Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
- Воспитательные - научить применять теоретические знания на практике, сформировать понимание сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека.
Метод: словесный с применением наглядности.
Тип урока и форма его организации - урок изучения нового материала.
Оборудование: учебники, тетради, таблицы, мультимедийная презентация.
Актуализация знаний.
Учитель: Вы, наверное, знаете, что существуют особые вещества, без которых невозможно быть здоровым. -Как они называются? -Какую роль играют эти вещества в жизни человека? -Названия каких витаминов вам известны?
Структура урока:
1. Организационный момент: Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. На уроке мы познакомимся с основными витаминами, заполним таблицу и в конце урока проведем биологический диктант. Так что будьте внимательны! Учитель оценивает готовность учащихся к работе.
Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть. Учащиеся стоя приветствуют учителя. Учащиеся садятся.
2. Подготовка к восприятию новых знаний: Учитель: Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре листа тему урока - "Витамины". Учащиеся открывают тетради и записывают в центре листа: "Витамины", на полях сегодняшнюю дату.
3. Изучение нового материала: Учитель: Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы - B1, B2, B12 и др. Нехватка ведет к гиповитаминозам, избыток - к гипервитаминозам (табл.) Учитель диктует определения. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. Записывают определения. Рассмотрите предложенные вам таблицу и ответьте на вопрос: почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом? Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Как мы видим из приведенной таблицы, недостаток или избыток витаминов оказываются небезразличными для нашего здоровья. Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз.
Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины - это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя. Ученики изучают и анализируют таблицу. Совместно с учителем делают соответствующие выводы.
Рассмотрим некоторые примеры влияния витаминов на организм человека и заполним таблицу. Разделите лист тетради на три столбца. В первом мы будем указывать название витамина, во втором - его описание, а в третьем - продукты, в которых он содержится.
Учитель заполняет таблицу на доске. Ученики записывают ее в тетради.
Теперь познакомимся с правилами приготовления пищи для сохранения витаминов:
Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее. Варить желательно в эмалированной кастрюле (при контакте с железом некоторые витамины (С) разрушаются). Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго. Учитель знакомит ребят с правилами. Учащиеся помогают учителю примерами из жизни.
4. Закрепление изученного материала - а) биологический диктант
Учитель: Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме "Обмен веществ и энергии. Витамины". Я буду зачитывать вопросы, а вы должны выбрать и записать правильный ответ из тех, что написаны на доске. Будьте внимательны! В некоторых вопросах может быть несколько правильных ответов.
Задания:
Источник энергии в организме человека.
- Самое энергетически ценное органическое вещество.
- Всасывается без расщепления при пищеварении.
- Биологически активные вещества.
- Обязательные вещества в составе пищи человека.
- Участвуют в образовании ферментов в обмене веществ.
- Разрушается при кипячении.
- Отсутствие вызывает цингу.
- Отсутствие вызывает паралич нервной системы, болезнь бери-бери.
- Отсутствие вызывает пеллагру.
- Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом? На доске записаны ответы
- Витамин А.
- Витамин В.
- Витамин С.
- Витамин D.
- Белки.
- Жиры.
- Углеводы.
- Минеральные соли.
- Вода.
- Витамин РР.
Выставляет оценки в дневники и журнал. Взаимопроверка. Выставляют оценки в дневники.
б) Ответьте на 7 утверждений. Если согласны "+", нет "-"
- Витамины поступают в организм человека только с пищей
- Витамины образуются в организме в небольших количествах
- Заболевания, связанные с недостатком витаминов в организме называют ГИПЕРВИТАМИНОЗОМ
- При отсутствии витамина А в пище поражается кожа, дыхательные пути, роговица глаза
- Рахит - заболевание связанное с недостатком в организме ребенка витамина С
Самооценивание:
Если 5 правильных ответов - "5"
Если 4 правильных ответа - "4"
Если 3 правильных ответа - "3"
Рефлексия. Тестирование учащихся. Учитель: А закончим мы наше знакомство небольшим тестированием, которое поможет вам определить, хватает ли витаминов у вас в организме. На вопросы теста надо отвечать словами "да" или "нет" (тестирование и подсчет результатов).
Тест "Есть ли у меня авитаминоз?
1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А - да Б - нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А - да Б - нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А - да Б - нет.
4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость? А - да Б - нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? А - да Б - нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? А - да Б - нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А - да Б - нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам? А - да Б - нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А - да Б - нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А - да Б - нет
Подсчет результатов: За каждый ответ "А" - 1 балл, за каждый ответ "Б" - 0 баллов.
0 баллов. Вы - идеальный человек! На вас следует равняться.
1 - 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 - 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 - 8 баллов. Авитаминоз - фон вашей жизни.
9 - 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.
Вывод учителя. Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и, что в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!
Список использованной литературы:
- Драгомилов, А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., 2004.-272 с.
- Колесов, Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2005.-332.
- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1989.
- Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Дидактический материал: пособие для учителя.- М.: Илекса,2001.