Цели:
- закрепить умения и навыки работы с текстом;
- развить умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
- воспитать положительный настрой по отношению к учебному предмету.
Оборудование:
Тексты у каждого ученика (фрагмент поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души"); Приложение 1..
Мультимедийное оборудование. Презентация..
Ход мастерской
1. Индуктор (мотивация дальнейшей деятельности).
1/Выберите себе один из двух цветов: синий или зелёный. Запишите его название и приведите доказательства, что один лучше другого. Прочитайте вслух. Старайтесь записать аргументы товарищей. Важно предъявить своё мнение и учесть другие.
2. Выбираем девиз урока.
-Какой смысл заложен в этом выражении?
Слайд №2.
"Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю".
3. Деконструкция и реконструкция (разбираем текст на детали, а потом используем как строительный материал). Социализация (предъявление созданного продукта всеми участниками)
Переходим к работе с текстом. Напомню алгоритм работы с текстом при подготовке к ЕГЭ.
Слайд №3.
Прослушайте текст (фрагмент из поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души"). Письменно выразите (словом или сочетанием слов) и прочитайте свои мысли, чувства, впечатления.
Странно:понятно: смешно: вызывает удивление:
Формулируем проблему.
Определяем тему текста.
-Что такое тема?
- Какова основная мысль текста?
-Над какими вопросами размышляет автор?
Проблема-вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.
Важно! Работать только над одной проблемой.
Слайд №4.
Подумайте о замысле автора - ради чего написан фрагмент?
Выскажите своё мнение: что здесь для автора самое главное?
Какие же вопросы возникают? Используйте проблемные вопросы ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? Запишите. Прочитайте.
Переходим к комментарию.
Комментарий-толкование проблемы.
Слайд №5.
Готовясь прокомментировать выбранную проблему, определите, какие особенности фрагмента позволяют её выявить. Найдите и выпишите художественные детали, которые становятся "говорящими" (портрет, речь). Какие мысли, сообщения и образы за ними стоят?
Заполните таблицу.
Художественные детали
Деталь-подробность (портрет, поведение, речь).
Иван Петрович
В своём кабинете |
В кабинете начальника |
На вечеринке |
Напишите комментарий к выявленной проблеме: как проявляется в тексте, из чего следует, чем она важна для автора, её актуальность.
Важно! Проверьте, соответствует ли ваш комментарий заявленной проблеме. Прослушаем.
Формулируем позицию автора.
Позиция автора-это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос.
Слушайте голос автора! Какую интонацию в голосе Н.В.Гоголя слышите? Какие слова подчёркивают авторское неодобрение?
Сарказм - язвительная усмешка.
Используйте оценочную лексику.
Слайд № 6
Если трудно писать, учтите подсказки
Слайд №7
Формулирование своей позиции по алгоритму
Моя позиция - мой ответ на поставленный вопрос.
Важно! Используйте оценочную лексику.
Слайд №8, Слайд №9.
4. Исправление и обновление созданного продукта. Итоговая социализация.
Соберите свои размышления для выступления от групп. Мы проанализировали четыре позиции сочинения. Образуем 4 группы (по 4 человека). Групповая работа над составлением 1-4 позиций сочинения. Прочитайте полученные тексты вслух.
Слайд №10.
5. Домашнее задание:
Проанализируйте лексические и грамматические явления текста; продумайте литературные параллели. Приведите аргументы.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Слайд №11.
6. Рефлексия.
Продолжите предложения письменно, а потом прочитайте вслух:
На мастерской меня удивило то, что:
На мастерской я понял (а) то, что:
7. Оценка знаний. Отметки комментируются.
"3"-
"4"-
"5"
8. Урок окончен. Всем спасибо!