Урок русского языка по теме "Мастерская построения знаний и творческого письма для подготовки к сочинению в формате ЕГЭ". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели:

  • закрепить умения и навыки работы с текстом;
  • развить умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • воспитать положительный настрой по отношению к учебному предмету.

Оборудование:

Тексты у каждого ученика (фрагмент поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души"); Приложение 1..

Мультимедийное оборудование. Презентация..

Ход мастерской

1. Индуктор (мотивация дальнейшей деятельности).

1/Выберите себе один из двух цветов: синий или зелёный. Запишите его название и приведите доказательства, что один лучше другого. Прочитайте вслух. Старайтесь записать аргументы товарищей. Важно предъявить своё мнение и учесть другие.

2. Выбираем девиз урока.

-Какой смысл заложен в этом выражении?

Слайд №2.

"Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю".

3. Деконструкция и реконструкция (разбираем текст на детали, а потом используем как строительный материал). Социализация (предъявление созданного продукта всеми участниками)

Переходим к работе с текстом. Напомню алгоритм работы с текстом при подготовке к ЕГЭ.

Слайд №3.

Прослушайте текст (фрагмент из поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души"). Письменно выразите (словом или сочетанием слов) и прочитайте свои мысли, чувства, впечатления.

Странно:понятно: смешно: вызывает удивление:

Формулируем проблему.

Определяем тему текста.

-Что такое тема?

- Какова основная мысль текста?

-Над какими вопросами размышляет автор?

Проблема-вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.

Важно! Работать только над одной проблемой.

Слайд №4.

Подумайте о замысле автора - ради чего написан фрагмент?

Выскажите своё мнение: что здесь для автора самое главное?

Какие же вопросы возникают? Используйте проблемные вопросы ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? Запишите. Прочитайте.

Переходим к комментарию.

Комментарий-толкование проблемы.

Слайд №5.

Готовясь прокомментировать выбранную проблему, определите, какие особенности фрагмента позволяют её выявить. Найдите и выпишите художественные детали, которые становятся "говорящими" (портрет, речь). Какие мысли, сообщения и образы за ними стоят?

Заполните таблицу.

Художественные детали

Деталь-подробность (портрет, поведение, речь).

Иван Петрович

В своём кабинете

В кабинете начальника

На вечеринке

     

Напишите комментарий к выявленной проблеме: как проявляется в тексте, из чего следует, чем она важна для автора, её актуальность.

Важно! Проверьте, соответствует ли ваш комментарий заявленной проблеме. Прослушаем.

Формулируем позицию автора.

Позиция автора-это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос.

Слушайте голос автора! Какую интонацию в голосе Н.В.Гоголя слышите? Какие слова подчёркивают авторское неодобрение?

Сарказм - язвительная усмешка.

Используйте оценочную лексику.

Слайд № 6

Если трудно писать, учтите подсказки

Слайд №7

Формулирование своей позиции по алгоритму

Моя позиция - мой ответ на поставленный вопрос.

Важно! Используйте оценочную лексику.

Слайд №8, Слайд №9.

4. Исправление и обновление созданного продукта. Итоговая социализация.

Соберите свои размышления для выступления от групп. Мы проанализировали четыре позиции сочинения. Образуем 4 группы (по 4 человека). Групповая работа над составлением 1-4 позиций сочинения. Прочитайте полученные тексты вслух.

Слайд №10.

5. Домашнее задание:

Проанализируйте лексические и грамматические явления текста; продумайте литературные параллели. Приведите аргументы.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Слайд №11.

6. Рефлексия.

Продолжите предложения письменно, а потом прочитайте вслух:

На мастерской меня удивило то, что:

На мастерской я понял (а) то, что:

7. Оценка знаний. Отметки комментируются.

"3"-

"4"-

"5"

8. Урок окончен. Всем спасибо!

Приложение 1.

Приложение 2.