Цели урока:
- познакомиться с шедеврами индийского искусства древней и средневековой Индии,
- продолжить формирование у учащихся умения анализировать произведения искусства, готовить презентации, сравнивать,
- способствовать формированию уважения к культуре других народов, эстетическому воспитанию.
Основные понятия урока: буддизм, индуизм, ислам, ступа, мавзолей, мечеть, минарет.
Подготовка к уроку: класс делится на три группы. Задания группам:
Первая группа:
- Особенности буддийского учения и философии,
- Характерные черты буддийской архитектуры и изобразительного искусства,
- Аджанта - символ величия древней культуры Индии.
Вторая группа:
- Особенности учения индуизма,
- Характерные черты индуистской архитектуры и изобразительного искусства,
- Шедевры индийского искусства.
Третья группа:
- Особенности мусульманского учения,
- Характерные черты индо-мусульманской архитектуры,
- Тадж-Махал - жемчужина средневековой индийской архитектуры.
Каждая группа готовит презентации по своей теме.
Ход урока
Вводное слово учителя. Индия - загадочная, удивительная страна, отличающаяся самобытным поэтическим искусством. Сегодня мы знакомимся с индийским искусством 3 в. до н.э. - 17 в. н.э. Облик Индии этого времени формировался под влиянием трех религий: буддизма, индуизма и ислама.
Задание классу: слушая выступления групп, выделите особенности и общие черты индийского искусства.
Выступление первой группы. Обобщение в беседе с учащимися особенностей произведений буддистского искусства: направленность к высокому идеалу, умиротворенности и истине, стремление освободиться от мирской суеты.
Выступление второй группы. Обобщение в беседе с учащимися особенностей индуистского искусства: динамизм, контрастность, величие, синтез искусств, сложные формы.
Выступление третьей группы. Обобщение в беседе с учащимися: в Индии произошло слияние древнеиндийских художественных традиций с художественной манерой ислама и сформировалось индо-мусульманское искусство. Его особенностями стало использование в орнаменте изображений птиц и животных, раскрашенные поверхности стен архитектурных сооружений, создание архитектурных ансамблей.
Обобщение и закрепление знаний. Сегодня на уроке мы убедились насколько разнообразно искусство древней и средневековой Индии. Несмотря на это разнообразие, мы можем выделить общие черты, присущие индийскому искусству. Беседа с учащимися, в ходе которой формулируются характерные черты индийского искусства:
- уникальная преемственность, использование древних художественных традиций: образов, символики, композиции, художественных форм,
- тесная связь искусства с природой, особенностями ландшафта, растительным и животным миром,
- единство индийского искусства при всем его многообразии,
- поэтичность, одухотворенность, радостное мировосприятие.
На протяжении десятилетий Индия хранила высшие духовные заветы предков и щедро одаривала ими окружающие страны. Понимание искусства Индии - это своего рода ключ к пониманию искусства всего Востока.
Подведение итогов урока, оценивание работы групп, подготовки презентаций.