Цели урока:
- Сформировать знания о строении текста типа описания предмета (данное и новое).
- Научить определять "данное" (сам предмет или его части) и "новое", основную информацию (сообщение о признаках).
- Научить опознавать типовой фрагмент по значению "данного" и "нового" в предложениях текста.
- Развивать умения целеполагания, рефлексии, организовывать собственную деятельность; развивать внимание.
- Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Этапы урока. | Деятельность учащихся. | Деятельность учителя. |
УЭ-0. 5 мин. Цель: Определить задачу на
уроке, установить связь с новым материалом. Оргмомент. Мотивация посредством постановки задачи каждым учащимся. Место урока в теме. Информирование об оценке приобретённых знаний и умений. |
Записывают тему урока, записывают в
тетрадь свою задачу в соответствии с темой урока. Устанавливают связь с предыдущими уроками (что похожего, чем отличаются). |
Приветствует, называет тему урока,
побуждает учащихся определить место урока в
теме, установить связь с предыдущими уроками ("Строение
текста типа рассуждения", "Строение текста типа
повествования"). Сообщает учащимся о необходимости оценивания собственной деятельности в течение всего урока. Делают таблички с кружочками зелёного и красного цвета. |
УЭ-1. 5 мин.Цель: Выявить знания о
строении текстов типа рассуждения и
повествования. Входной контроль, актуализация знаний (выявление знаний, служащих подготовкой к восприятию нового материала). |
В парах называют составные части
рассуждения; Отвечают фронтально на вопросы учителя. Определяют тип речи прочитанных учителем отрывков, записывают в тетрадь. В повествовании определяют " данное" и "новое". Самопроверка, выставление оценок на полях тетради. |
- Что такое "данное" в тексте? - Чем "новое" отличается от "данного"? - Как называется тип речи, в котором говорится о следующих друг за другом действиях? Читает отрывки. |
УЭ-2. 10 мин. Цель: понять, что в описании
предмета "данное" - сам предмет или его части, а
"новое" - это сообщение о признаках. Сообщение новых знаний : 1. Информация учителя о видах описаний. 2. Применение полученной информации в поисковой ситуации. 3. Формирование умения определять тип речи по значению "данного" и "нового" и обосновывать ответ. 4. Практическое применение полученных знаний: выполнение упражнения № 878. 5. Промежуточный контроль. |
Слушают учителя и понимают. Рассматривают иллюстрации, называют виды описаний. Доказывают, что это все описания - в диалоге с одноклассником.. Взаимооценка. По цепочке говорят: сосновая роща, улыбающаяся девушка и т. д. Записывают в тетради: "Данное" "Новое" Коростель. Рыженький, : Предмет Признаки. Существ. Прилаг. Читают упражнение 879, отвечают на вопросы. |
Информация учителя: среди описаний
выделяют описание места, описание
состояния(природы, человека), описание предмета(вещи,
животные, люди). - Откройте страницу с иллюстрациями. Назовите описания места, состояния, предмета (14, 4,11). -Можно сказать, что все они описания, только взглянув на иллюстрацию? Почему? -Чьё доказательство наиболее интересно? -Что является "данным"? (предмет или его части). -"Новое" содержит основную информацию, сообщение о признаках. Руководит выполнением упражнения 878. -Что является "данным" в описании, а что "новым"? Промежуточный контроль. |
УЭ-3. 10 мин. Цель: определять способы
выражения "данного" и "нового" в предложениях
фрагмента текста УЭ-4. 5 мин. Цель: проверить умения создать текст типа описания предмета, используя полученные знания. Выходной контроль: мини- описание-загадка. |
Выполняют упр. 882, Упр. 883 устно. Упр. 884 письменно Составляют загадку или описание цветка, птицы. |
На доске: Способы выражения "нового" -
"данного": Научный Художественный Прямое Переносное Прил. Прил., сущ., гл. Сущ. Нар. Сравнения, Словосочетания со значением признака. Предлагает задание на выбор, наблюдает. |
УЭ-5. Цель: Рефлексия и выбор домашнего задания. | Отвечают на вопросы: -Насколько успешно
достигнуты цели каждого УЭ? (Какие выставлены
оценки). - Всего урока? (Выставляют общую оценку за урок). Какие новые знания получили? Выбирают задание в соответствии с проведённой рефлексией. |
Побуждает учащихся провести самоанализ
деятельности на уроке в словесной и отметочной
форме. - Над чем хочется поработать дома? - Можно придумать и выполнить своё задание. Благодарит за урок, просит выставить оценки в дневник. |