Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по теме “Домашние животные и их детеныши”.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация словаря по теме “Домашние животные и их детеныши”;
- Совершенствование лексико - грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи;
- Развитие речевого внимания;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие мышления;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности.
Раздаточный материал:
- Картинки с изображением “Домашние животные и их детеныши” по количеству детей, мяч,
Предварительная работа:
- Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Л: Ребята послушайте меня внимательно. Сядет тот, кто стоит за..., перед..., между..., около...
2. Рассматривание картинок “Домашние животные”.
Беседа о домашних животных. Развитие диалогической речи.
Для того чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадки. Будьте внимательны.
(Слайды с изображением домашних животных. )
Л: Кто это?
Ответы детей:
Это овца. Это коза. Это лошадь. Это кролик. Это кошка. Это собака. Это свинья. Это корова.
Л: Правильно, ребята! А теперь давайте повторим названия домашних животных. (Слайд).
А теперь посмотрите на всех животных внимательно. Как можно назвать их одним словом? (Слайд).
Д: Все эти животные домашние.
Л: Правильно, это домашние животные, а почему мы их так называем?
Д: Потому что они живут рядом с человеком. ( Слайд).
Л: Верно.
3. Лексико-грамматическая игра “Что человек получает от домашних животных?”
Активизация словаря. Развитие связной речи.
Л: Домашние животные живут рядом с человеком и приносят пользу.
Какую пользу приносят:
собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова.?
Ответы детей: (Слайды).
- Собака охраняет дом.
- Свинья дает человеку мясо.
- Овца дает мясо и шерсть.
- Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
- Кошка ловит мышей и крыс.
- Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
- Корова дает человеку молоко и мясо.
Л: Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.
4. Пальчиковая гимнастика. (Слайд).
У кошкиной дочки
На лапках царапки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко: “МЯУ”).
5. Дидактическая игра “Кто как голос подает ?”
Развитие глагольного словаря.
Л: Ребята, а давайте с вами поговорим о том, кто как голос подает: (Слайды).
- Свинья – хрю-хрю – хрюкает.
- Кошка – мяу – мяукает.
- Корова – му – мычит.
- Собака – аф- аф- лает.
- Овца – бе – блеет.
- Лошадь – иго-го – ржет.
Л: Мы с вами разобрались, как правильно подают голоса домашние животные. Животные могут блеять, мычать, мяукать, лаять, хрюкать, ржать.
6. Дидактическая игра “Кто что ест?”.
Употребление творительного падежа имен существительных.
Л: Наши животные проголодались. Давайте их покормим. (Слайд с изображением жив и их еды).
На проекторе появляются картинки с угощениями для животных, дети должны выбрать и угостить животное правильно.
Л: Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, козу, свинью, овцу?
Ответу детей:
- Собаку угостим мясом.
- Кошку угостим рыбой.
- Корову угостим им сеном.
- Лошадь угостим овсом.
- Козу угостим капустой.
- Свинью угостим яблоками.
- Овцу угостим травой.
Л: Молодцы! Все животные теперь сытые.
7. Физкультминутка. Развитие общей моторики.
Л: А сейчас мы немного отдохнем.
Дети встают на ковер и выстраиваются в круг, повторяют движения за логопедом.
Села кошка под кусточек,
(Приседают).
Мяса скушала кусочек.
(Поглаживают свой животик).
Встала кошка, потянулась,
(Встают, потягиваются).
Ее шерстка развернулась.
(Поглаживают по голове соседа).
8. Дидактическая игра “ Один- много”. (Слайды).
Корова - коровы. Кошка – кошки.
Собака - собаки. Свинья - свиньи.
Коза - козы. Овца – овцы.
9. Дидактическая игра “Назови ласково”. (с мячом)
Собака - собачка. Кошка- кошечка. Коза - козочка...
10. Дидактическая игра “Чей? Чья? Чьё?”.
Образование притяжательных прилагательных.
Л: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. Я буду называть часть тела животного, а вы мне назовете, чья эта часть тела.
- Чей это хвост?
- Это коровий хвост.
- Чья это голова?
- Это собачья голова.
- Чья это грива?
- Это лошадиная грива.
- Чьи это усы?
- Это кошачьи усы.
- Чей это глаз?
- Это овечий глаз.
11. Дидактическая игра “У кого кто?” Падежное согласование существительных. (Индивидуальная работа каждого ребенка).
Л: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание. (Работа с картинками).
Л: Теперь проверим. Кто у кого?
Ответы детей: (Слайды).
- У кошки – котенок.
- У лошади – жеребенок.
- У собаки – щенок.
- У коровы – теленок.
- У овцы – ягненок.
- У свиньи – поросенок.
- У козы – козленок.
Л: Правильно, ребята, теперь все детки нашли своих мам. Уберите картинки в конверт.
12. Итог занятия.
Анализ работы детей.
Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Д: Мы сегодня говорили о домашних животных и их детенышах.
Л: Что нового мы узнали про них?
Д: Мы узнали, чем можно угостить животных, какую пользу приносят они людям, как называют их детенышей.
Л: Вы молодцы! Занятие окончено. Отдыхайте.