Цели урока: учить различать приставки с буквами о и а; орфографический тренинг написания гласных о, а в приставках; обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, по одному кружку зелёного, жёлтого, красного цветов, закладки таких же цветов у учащихся.
Маленькая рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам в класс пришли гости, педагоги нашей школы, чтобы посмотреть, чему мы с вами научились во втором классе, как умеем себя вести и работать на уроке. Давайте повернёмся к нашим уважаемым гостям и подарим им свои улыбки. Молодцы, ребята!
Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
(Весёлым, интересным, чтобы узнали что-то новое, чтобы показали свои знания.)
2. Сообщение темы урока. СЛАЙД 1.
Сегодня на уроке мы будем учиться различать приставки с буквами о и а; правильно писать слова с приставками.
3. Актуализация опорных знаний. СЛАЙД 2.
- Что такое приставка? (Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ход, выход, переход.)
- Как найти в слове приставку? (Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: поговорка - говор, договор, проговорить.)
- Что надо знать о приставках, чтобы правильно их написать? (Приставка - это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня: пришёл, посмотрел. Некоторые приставки пишутся всегда одинаково, независимо от того, как произносятся: сделал, отдал, побежал.)
4. Чистописание. СЛАЙД 3.
Дети, откройте тетради, запишите число, классная работа.
На минутке чистописания будем отрабатывать написание высоты букв и наклон.
- Прочитайте сочетания, написанные на экране.
до на по про за о об над от со под обо подо от ото
- На какие группы можно разбить эти сочетания букв?
(С гласными "а" и "о".)
- На одной строке напишите сочетания с гласной "а", на другой с гласной "о".
В тетради будет написано: до по про о об от со под обо подо от ото
на за над
- Где вы можете встретить такие сочетания букв? (В приставках.)
5. Систематизация полученных знаний о правописании приставок.
1) - Ребята, а кто запомнил приставки, в которых всегда пишется гласная о? (Ребёнок выходит к доске, поворачивается лицом к классу и называет приставки.)
- Кто напомнит нам приставки с гласной а? (Один человек отвечает у доски.)
2) Показ таблицы на экране. СЛАЙД 4.
ЗАПОМНИ гласные А, О в приставках |
|
В приставках НА-, НАД-, ЗА- всегда пишется гласная А. Например: нашёл, заводь, надпись. |
В приставках ДО-, О-, ОБ-, ОБО-, ПО-, ПОД-, (ПОДО-), СО-, ОТ-, (ОТО-), ПРО- всегда пишется гласная О. Например: подосиновик, подорожник, сошёл. |
Запомни: паводок, прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук. |
- Посмотрите на эту таблицу. Скажите, когда пишется гласная а в приставках? А когда гласная о? Какие слова нужно запомнить?
3) Повторение алгоритма написания слов с безударным гласным звуком в начале слова (ответы детей).
- Ребята, а как правильно написать слово с безударным гласным звуком в начале слова? СЛАЙД 5.
1. Определяем, в какой части слова безударный гласный звук - в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.
2. Если безударный гласный в приставке, вспоминаем правило: в приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква а. (Или в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про- пишется буква о.)
3. Если безударный гласный звук в корне, подбираем проверочное слово, такое, чтобы на проверяемый гласный падало ударение.
4) - Как графически обозначается орфограмма "Безударная гласная в приставке"? (Надо выделить приставку и подчеркнуть в ней гласную.) СЛАЙД 6.
6. Первичное закрепление.
По учебнику с. 138 разбирается алгоритм определения написания слов (за)грустить и (па)лить.
В тетради запишем: загрустить, полить (+ выделить приставку, подчеркнуть гласную в приставке.).
7. Отработка алгоритма выбора буквы при написании приставок. СЛАЙД 7.
Выполняется упр. 1 с. 138 фронтально, письменно с выходом учеников к доске и подробным комментированием ими своих действий. В случае ошибки учитель просит найти нужную приставку в той или иной группе по таблице, представленной на экране. СЛАЙД 4.
В тетради будет написано: повстречать научить
опустеть надуть
добежать запасать
облететь нарисовать
подлететь заморозить
напомнить
залететь
8. Отработка написания приставок и действия контроля. СЛАЙД 8.
Выполняется упр. 2 с. 138 письменно, самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. В качестве проверки учитель просит одного ученика прочитать слова с приставками, в которых пишется буква о, а другого - прочитать слова с приставками, в которых пишется буква а.
Проверь себя. СЛАЙД 9.
В тетради будет написано: Забежал, поход, проходить, дослушать, наварить, написать, дорасти, ожить.
9. Физкультминутка "Буратино". СЛАЙД 10.
Текст. | Описание движений. |
Буратино потянулся. Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся, Разогнулся! Руки в стороны развёл. Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. |
Движения выполнять по содержанию
текста. Движение сожаления. Поворот вправо-влево. Руки вверх. Подъём на носочки. |
10. Игра "Поймай приставку". СЛАЙД 11.
На экране написаны слова поехать, поздно, покраска, полянка, полить, покатать, половик, почта, помирить, полотенце
Мальчики должны записать слова с приставками, а девочки - без приставок.
1 мальчик и 1 девочка работают на доске, остальные не смотрят, работают самостоятельно.
Проверь себя. СЛАЙД 12.
В тетради мальчики запишут поехать, покраска, полить, покатать, помирить; девочки запишут поздно, полянка, половик, почта, полотенце.
11. Игра "Кто больше?" СЛАЙД 13.
Игра заключается в том, чтобы как можно больше слов написать за 1 минуту. 1 вариант при помощи приставок от корня ход, 2 вариант при помощи приставок от корня бег.
Запись самостоятельно. Проверка устно.
12. Дифференцированная работа. СЛАЙД 14. Рабочая тетрадь "Пишем грамотно № 1" урок 66 (с. 71-72). Задание для групп написано на экране:
Красный круг с. 71 упр. 1.
Жёлтый круг с. 71-72 упр. 2.
Зелёный круг с. 72 упр. 3.
Низкий уровень (у детей в тетрадях красные закладки) - выделение в словах приставок, активизация словарного запаса, отработка правописания изучаемых приставок. С. 71 упр. 1 (Подсказка: слово может не дружить с какой-то приставкой).
Средний уровень (у детей в тетрадях жёлтые закладки) - тренировка в правописании приставок и работа со смыслом словосочетаний. С. 71-72 упр. 2.
Высокий уровень (у детей в тетрадях зелёные закладки) - поиск приставок, подходящих ко всем словам группы. С. 72 упр. 3. 1) под-, 2) от-, 3) про-, 4) по-, 5) на-, 6) за-.
Учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся.
13. Разгадывание кроссворда. СЛАЙД 15.
Учитель читает вопрос. Дети называют ответы.
1. Изменяемая часть слова (окончание). СЛАЙД 16.
2. Часть слова без окончания (основа). СЛАЙД 17.
3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка). СЛАЙД 18.
4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов (суффикс). СЛАЙД 19.
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (корень). СЛАЙД 20.
14. Закрепление.
- Прочитайте стихотворение. СЛАЙД 21.
П:смешил, з:мочил,
З:смеялся, п:грустил.
Что за правило не знал
Тот, кто буквы пропускал?
(Дети вспоминают правило проверки безударной гласной в приставке.)
- Чем отличается проверка безударного гласного в корне от проверки безударного гласного в приставке? (Если безударный гласный в приставке, нужно вспомнить, как пишется эта приставка. Если безударный гласный находится в корне и его можно проверить, то нужно подобрать однокоренное слово с ударением на этом гласном).
15. Домашнее задание. СЛАЙД 22.
Учебник с. 139 упр. 3.
16. Рефлексия. СЛАЙД 23.