Цели урока:
Образовательные
- Создание условий для введения понятия о составе числа 5.
- Формирование умения выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5.
- Подготовка к вычитанию чисел на основе знания состава чисел.
- Повторение состава чисел 2, 3, 4, числового ряда.
- Развитие комбинаторного мышления.
Формирование УУД:
Познавательные:
Формирование умений:
- наблюдать, видеть закономерности, делать выводы;
- сравнивать и классифицировать предметы;
- моделировать состав чисел.
Регулятивные: Формирование умений формулировать цель урока с помощью учителя.
Коммуникативные: Формирование умений сотрудничать с товарищами в паре (обмениваться информацией, объединять результаты).
Работа с информацией: Формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок схема, числовое выражение).
Ход урока
I. Организация класса.
– Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Нужны терпенье и старание.
II. Постановка темы и цели урока.
– У цифры 5 есть свой секрет.
Она гордится этим.
А мы узнаем тот секрет,
О нём расскажем детям.
– Что мы знаем о числе 5?
<Слайд №1>
А что мы ещё не знаем о числе 5?
Налитая,
Симпатичная,
Цифра самая отличная!
– Так какая тема нашего урока?
III. Актуализация опорных знаний учащихся. Устный счёт.
Дети берут карточки с цифрами.
– Покажите число, которое является первым в числовом ряду (0).
– Покажите число, следующее за числом 0 (1).
– Покажите, какое число получится, если число 1 увеличить на 1? (2)
– Покажите при помощи карточек, как можно получить число 2?
(Составить запись 1 + 1 = 2)
– Скажем хором!
– Как получить число, следующее за числом 2? (2 + 1=3)
– Покажите число, соседи которого 3 и 5?
– Как можно получить число 4? (3 +1, 2 + 2, 0 + 4)
– Назовите число, следующее за числом 4 (5)
– Покажите соседей числа 5 (4 и 6)
– Сколько дней в неделе? (7)
– Как называется день недели, который по счёту пятый? (пятница)
– Так что мы узнали интересного о числе 5?
IV. Усвоение новых знаний и способов действия.
1. Создание запоминающихся образов, ассоциирующихся с числом 5.
– Продолжим знакомство с числом 5.
<Слайд №2>
А вот это – цифра пять.
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Число пальчику скажи.
Как считали, повтори!
И один, и два, и три,
И четыре говори…
А последний будешь брать –
Говори скорее пять!
<Слайд №3>
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка! (Ноты)
<Слайд №4>
В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари-фонарики
Меньше, чем комарики. (Звёзды на небе)
– А как связана звезда с числом пять? (Пять – число вершин у звезды)
<Слайд №5>
– Где ещё можно встретить звёзды?
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит и свет.
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!
(Звёзды на башнях Кремля. Кремль в столице нашей Родины Москве.)
<Слайд №6>
На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь – наверно, спит.
Пять ручек у звезды той есть –
Звезда руками может есть.
И для неё рачок, креветка –
Как будто для ребят конфетка.
– О какой звезде идёт речь?
– А как связана звезда с числом пять?
(Эта звезда живая, морское хищное животное)
<Слайд №7>
Перед тобой – пятёрка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто. (Перчатки)
<Слайд №8>
– Есть друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Оценка 5)
– Какой оценке больше всего радуется ученик?
<Слайд №9>
– За сколько монеток Буратино продал Азбуку? (За 5 сольдо)
– На какой российской монете стоит число 5?
<Слайд №10>
– Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца.(Поросёнок)
– Какой пятачок у поросёнка?
<Слайд №11>
– Кого мы видим на слайде?
– Сколько человек в семье? (Пять)
5 = 1 (папа) да ещё…4 (члена семьи)
5 = 2 (взрослых) да ещё… 3 (детей)
5 = 3 (женщины) да ещё… 2 (мужчины)
5 = 4 (старших) да ещё… 1 (малыш)
– Так почему число 5 – отличное число?
– Как можно получить число 5?
2. Чистописание.
– А сейчас в тетради напишем красивую цифру 5.
3. Физкультминутка.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто куда!
– На сколько долек разделили апельсин?
– Почему волк сердит?
– Какой он был по счёту?
4. Чтение текста о числе 5.
– Расскажите что-нибудь ещё о числе 5.
Ученики читают текст и рассматривают иллюстрацию на с.78 учебника.
5. Классификация 5 предметов по различным признакам. Установление соответствия рисунков схемам, равенств – схемам и рисункам. Работа по учебнику и в тетради. Учебник, с.78, №2. Тетрадь, с.46, №2.
– После прогулки вернулась дружная семья домой. Сели пить чай.
– Какие чашки они могли взять с полки?
– Сколько чашек на рисунке слева?
– Для папы 1 большая чашка, а для остальных домочадцев…4 маленькие.
Запишите в тетради:
5 = 1 + 4
– На картинке справа: 2 жёлтые и 3 зелёные чашки.
5 = 2 + 3
– Из 5 чашек 2 жёлтые. Сколько зелёных чашек?
5 – 2 = 3
– Из 5 чашек 3 зелёных. Сколько жёлтых чашек?
5 – 3 = 2
– Из 5 чашек 4 красных. Сколько зелёных чашек?
5 – 4 = 1
Дети записывают равенства в тетради.
6. Пропедевтика перестановки чисел в сумме. Сравнение с опорой на рисунок (схему). Работа у доски (сравнить записи).
1 + 4 … 4 + 12 + 3 … 3 + 2
– Почему поставили знак равенства?
(Сравнение производится с опорой на рисунок (схему) на с.78, №2.
– Вывод: От перестановки чисел сумма не меняется.
7. Закрепление представлений о составе чисел 2, 3, 4, 5. Запись ответов в рабочей тетради.
Работа в рабочей тетради, с.46. Столбики на доске, дети по «цепочке» выходят к доске и пишут в «окошечках» ответы.
– Как меняются числа в каждом столбике?
(Первое число увеличивается на 1, а второе число – уменьшается на 1, а результат остаётся прежним.)
8. Зрительная зарядка.
<Слайд 12>
9. Дополнение количества предметов, изображённых на рисунке, до числа 5.
(Учебник, с.79, №5.)
– Мама с дочками накрывают стол. Сколько нужно добавить ложек, чтобы их стало 5 (чашек, тарелок, пирожных)?
– На столе сначала лежало 5 ложек (3 чашки, 2 тарелки, 1 пирожное). Сколько ложек (чашек, тарелок, пирожных) убрали?
10. Работа в парах (обмен информацией, сравнение результатов). Работа в тетради (с.46, №1).
– В букете синие и жёлтые цветы. Сколько может быть синих и сколько жёлтых цветов? Раскрась рисунки. Запиши числа.
11. Контроль и самооценка знаний. Дети сверяют результат с эталоном на доске.
На доске:
V. Итог урока.
– Что мы интересного узнали о числе 5?
На руке 5 пальцев, у перчатки 5 пальцев, у звезды 5 лучиков, 5 – самая лучшая оценка.
– А как называется геометрическая фигура, у которой 5 сторон и 5 углов? (Пятиугольник)
Хором:
5 – это 4 да ещё 1.
5 – это 3 да ещё 2.
5 – это 2 да ещё 3.
5 – это 1 да ещё 4.
– А ещё дети, когда собираются играть, выбирают водящего. В считалках всегда считают до 5. (Игра в парах).
– Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
– А сейчас мы познакомимся с пословицами о числе 5:
Как свои пять пальцев
С пятого на десятое.
Пятое колесо в телеге.
Использованные источники:
- М. Башмаков, М. Нефёдова. Математика. 1 класс. – М.:АСТ. Астрель, 2013.
- М. Башмаков, М. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Математика». – М.:АСТ. Астрель, 2011.
- М. Нефёдова. Математика. Рабочая тетрадь №1. – М. Астрель, 2013.
- Завьялова Л.Ф. Презентация «Физкультминутка для глаз» www.uchportal.ru/load/47-1-0-15600.
- Семейное фото: newstula.ru/thumb.php?id=data/mods/news_thumbs/0f98bd15f0466f006d628183bbe1g099.jpg&w=728&h=420.
- Школьный дневник: www.capa.me/uploads/posts/2011-02/shkolnyj-dnevnik19.jpg.
- Французский счет на пальцах: r3---sn-gvnuxaxjvh-88ve.googlevideo.com/videoplayback?fexp=935613%2C939701%2C916624%2C922919%2C936910%2C907231%2C907240&id=2c36d6f61f1ff020&upn=aaJM9XFEolI&mv=m&source=youtube&ms=au&sparams=id%2Cip%2Cipbits%2Citag%2Cratebypass%2Csource%2Cupn%2Cexpire&key=yt5&ip=46.46.42.113&itag=22&ipbits=0&sver=3&mt=1384159700&ratebypass=yes&expire=1384183565&signature=B849C56C0B265F26AA07D43E4DBDA0B1EBCAFD0A.9C0477F486C0DFC1AACE53377F361E9200594211.
- Нотный стан www.getsparked.org/wp-content/uploads/2010/10/blue-notes-1024x582.jpg.
- Звёзды на небе img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/83/961/83961207_large_0_5e31a_c50800f9_XL.jpg.
- Башня travel.aviastar.org/moscow/moscow_30.jpg.
- Морская звезда econet.ru/media/117/kindeditor/image/201210/20121016160403.jpg.
- Перчатка spetsperchatka.ru/files/resized_images/perchatki-premium_per-313_259x234.jpg.
- Монета 5 рублей numizmat.ucoz.com/13.jpg.
- Буратино с монетами www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoiA/buratino/tmp552-16.jpg.
- Поросёнок img-fotki.yandex.ru/get/4808/svetlera.3d/0_506e5_793984f_XXXL.jpg.