Урок математики по теме "Решение неравенств второй степени с одной переменной". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цели урока:

  • формирование умения решать неравенства второй степени по алгоритму на основе свойств квадратичной функции;
  • развитие навыков самоконтроля.

Тип урока: урок-практикум.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Решение неравенств.
  4. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
  5. Итог урока.

Оборудование: учебник алгебры 9 класс, авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устная работа:

№ 1 Что можно сказать о количестве корней уравнения ах² + вх +с =0 и знаке коэффициента а, если график функции у = ах² + вх +с расположен следующим образом:

Слайд 2

№ 2 Назовите промежутки знакопостоянства функции у = ах² + вх +с,

если ее графикрасположен следующим образом:

Слайд 3

Выработка алгоритма решения неравенств второй степени с одной переменной:

По одному человеку называют порядок решения

  • определить направление ветвей параболы, которая является графиком квадратичной функции
  • решить квадратное уравнение, приравняв квадратный трехчлен к нулю
  • определить количество точек пересечения графика с осью Ох (нули функции)
  • отметить корни уравнения на числовой прямой, начертить схематично график параболы
  • расставить знаки + и - , заштриховать нужную часть с учетом знака неравенства

Слайд 4

III. Решение неравенств

Работа по учебнику № 314 (обсуждение решения) 2 человека у доски:

1 ученик - буква а 2 ученик – буква б

Работа по группам: (выбор группы производится самостоятельно, оценив сложность задания)

1 группа:

При каких значениях b уравнение имеет два корня:

а) 3х² + bх + 3= 0

б) х² +2bх + 15= 0

2 группа:

Решить неравенства

а) -¼  х² + 2х – 4 < 0

б) 3 y² + 4y – 4 > 0

Проверка (вынесение решения на доску по одному человеку от каждой группы)

Работа по учебнику у доски № 320 (а). Решение системы неравенств второй степени.

IV. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Слайд 5

Задания из текстов ГИА , одно задание с выбором ответа, второе - с записью ответа в отведенном поле.

Самопроверка по ответам на слайде

Проблемное задание:

На доске неравенство (х-3)(х+5) < 0 Ваши предложения по решению данного неравенства

(предложения: раскрыть скобки, и т.д.)

На следующем уроке мы будем говорить еще об одном способе решения квадратных неравенств – это метод интервалов.

Запишите домашнее задание: № 311, 312

V. Итог урока

Рефлексия:

Дайте оценку по 10-ти бальной шкале:

  • своему умению решать неравенства второй степени с одной переменной
  • усвоению алгоритма решения данных неравенств
  • усвоению свойств квадратичной функции
  • своим навыкам самоконтроля

У кого собственные оценки получились ниже 5-ти баллов приглашаются на дополнительный урок (индивидуально-групповые занятия).

Презентация