Цели:
- Привлечь учащихся к изучению отечественной истории, её прошлого и настоящего.
- Воспитывать в обучающихся осознание своего гражданского «Я», чувство гордости за великую страну, которую надо защищать.
Ход мероприятия
I. Вводный (актуализация, мотивация, целеполагание)
1. Песня Анны Герман «Эхо»
Девочка со свечой выходит и читает стихотворение:
Закрыты в нашу память на века
И даты, и события, и лица,
А память, как колодец, – глубока,
Попробуй заглянуть – наверняка
Лицо – и то – неясно отразится.
Разглядеть, что истинно, что ложно.
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, –
Не разбейте глиняный сосуд.
2. С давних времён служить своей Родине, защищать её было почётно. Мы хорошо знаем из истории великих полководцев, бесстрашных воинов, защищавших нашу страну. Во все времена спасали они свою землю, сражались не ради почестей и славы, а ради жизни на нашей прекрасной земле. Исторически сложилось так. Наша страна доступна для друзей, но и для врагов тоже привлекательна. Поэтому во все времена на защите её рубежей стоя воин, солдат!
II. Основной (организация деятельности по достижению результатов)
1. – Новгородский князь Александр Невский.
« Была ж тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба войска И была злая сеча, и раздался такой треск от ломающихся копий и звон от мечей, будто замёрзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью…И возвратился князь Александр с победою славною…» За всю свою жизнь не проиграл он ни одной битвы. Святой воин!
2. Ролик «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»
Звук ветра, символизирующего быстротечность времени.
3. – Монгольские войска жгли всё на своём пути. Как туча, летала их конница. Горела русская земля. В Москве звучит звон колоколов – тревожный. Здесь и сам князь московский Дмитрий Иванович. Призвал он всех князей к единению. Запасались воины копьём, боевым топором, луками, стрелами, кольчугами и шлемами.
Благословил его на битву Сергий Радонежский. Привёл Дмитрий войско на берег реки Дон в просторное поле. Называется оно Куликово поле. «Сошлися оба войска, крепко бились не только оружием, но и врукопашную, умирали под конскими копытами, задыхались от тесноты..». Дмитрий, надев доспехи рядового воина, сражался со всеми в первых рядах.
– С тех пор и стали называть князя Дмитрием Донским. С радостью и и благодарностью встретили жители Москвы князя Дмитрия.
Звук ветра, символизирующего быстротечность времени.
4. – Замечательный русский полководец Александр Васильевич Суворов, честь и слава России. Суворов любил повторять: «Воюют не числом, а умением» Взятие крепости Измаил вошло в историю русского воинства. Солдаты лезли по лестницам, цеплялись штыками, подсаживали друг друга, падали, вставали и снова лезли на стены. И Измаил пал, а Россия славила своего героя – победителя.
Представление продукта мини-исследовния (буклет «Афоризмы Александра Суворова»)
– Ребята, а также уважаемые гости, данный буклет я готовила, чтобы познакомить с афоризмами учеников из начальной школы. Но и вам я тоже предлагаю с ним ознакомиться.
Звук ветра, символизирующего быстротечность времени.
5. – Мудрый полководец Кутузов. У деревни Бородино русская армия дала сражение французам. Каждый русский солдат сражался за двоих. Позднее сам Наполеон скажет: « Самое страшное из моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы.»
6. – В честь победы над французами построили в Москве храм Христа Спасителя на деньги, собранные народом. Храм этот разрушили, но сейчас на его месте возвели точно такой же, потому что россияне помнят подвиги своих предков. Послушайте его перезвон.
Представление макета Храма Христа спасителя, сделанного своими руками
Звук ветра, символизирующего быстротечность времени.
7. – Новое время рождает новых героев. Но мы помним и подвиги простых солдат, воинов, защищавших нашу страну в любое, трудное для страны время. Перелистаем героические страницы отечественной истории.
Гражданская война.
Отечественная война.
Афганистан.
Чечня.
Звук перематывающейся киноплёнки, и на слайде надпись «Афганистан»
8. – «Воевавшие дети не воевавших отцов» – так говорят о них, воинах-интернационалистах.
– Как вы думаете, почему?
9. – 1979 год. За помощью обратилось правительство Афганистана. За 9 лет через эту войну прошло полмиллиона солдат и офицеров, погибло около 15 тысяч воинов. Почти у каждой войны есть своё отличительное название. Мировая… Отечественная… Малая…Неизвестная…Войну в Афганистане окрестили как «необъявленную». Неукоснительное выполнение воинского долга считается везде и всегда святым делом, и нельзя забывать о ратном подвиге русских военных в Афганистане.
Время выбрало Вас,
Закружило в афганской метели,
Вас позвали друзья в грозный час,
Вы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
10. Песня девочек
11. – Многие с той войны вернулись окрепшими, возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали. Награды за мужество, отвагу и честь. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле. Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время будет вечной
Сообщение о «Чёрном тюльпане»
12. Песня мамы с дочкой. Театрализованная постановка.
13. – Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.
14. – По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
15. Сообщение «Изменение взгляда солдат, вернувшихся с войны»
16. Озвучивание социологического опроса:
- Что вы знаете об афганской войне?
- Знаете ли вы воинов-афганцев из Узловой?
– Среди воинов-интернационалистов есть и наши земляки (рассказ о наших земляках)
– О наших земляках мы составили буклет и по окончании предоставим вам.
17.Чтение стихотворения собственного сочинения.
18. – В этом году 15 февраля – 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. А 15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что – кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
– Надо знать историю своей страны, чтобы не быть Иванами, не помнящими своего родства. Много ли мы знаем об Афганистане, Чечне, о тех 18-летних мальчиках, вернувшихся домой с изломанной судьбой, а хуже того в цинковых гробах грузом 200 с афганской и чеченской войны.
Герои… Генералы, полководцы. Но героем является простой русский солдат, сложивший голову под Сталинградом или Курском, солдат, дошедший до Берлина и водрузивший знамя Победы над Рейхстагом.
К сожалению, военное ремесло не ушло из жизни современного общества. И в начале 21 века люди не научились жить без войн. И поэтому армии были, есть и остаются одной из важных составляющих современного государства.
19. Дискуссия.
– Ребята, нужна ли нам война? Есть ли в ней смысл?
– Время неумолимо делает своё дело. В глубь истории уходит война в Афганистане, последняя война в Чечне для парней и их матерей. И дай им Бог, чтобы она была последней. Девочка выходит со свечой в центр.
20. Подведение итогов проекта.