Урок русского языка по теме "Устаревшие слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Общая информация об уроке.

Русский язык. 2 класс. Программа «Начальная школа 21 века. Н.Ф. Виноградова. Автор учебника С.В. Иванов.

Формирование УУД:

  • Личностные.
  • Регулятивные.
  • Познавательные.
  • Коммуникативные.

Основные цели урока:

  • Развивающая: развивать личность ученика на основе формирования умения учиться.
  • Образовательная: создать условия для знакомства учащихся с устаревшими словами.
  • Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Задачи урока:

  1. Наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами).
  2. Ввести понятие устаревшие слова.
  3. Наблюдать за значением устаревших слов.
  4. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас.
  5. Формировать умение работать со словарём.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Используемые методы: Постановка проблемы, наблюдение, сравнение, анализ языкового материала.

Используемые формы урока: Самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык» , 2 класс, авт. С.В.Иванов.
  2. «Толковый словарь живого великорусского языка». Автор и составитель В.И. Даль.
  3. Иллюстрированный толковый словарь для детей.(6 штук)
  4. Компьютер, проектор, экран.
  5. Карточки с заданием для самостоятельной работы, работы в парах и группах.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.

Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь.

– Проверяем готовность к уроку.

2. Актуализация знаний. Повторение полученных знаний по теме «Лексика»

Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно.
А. Шибаев

Фронтальная работа.

 Ну что же, мои друзья, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по морю слов. А в каком разделе русского языка мы можем совершить это путешествие? (Лексика.)

– Что изучает Лексика? (Слово и его лексическое значение.)

– На каких островах мы уже побывали, с какими группами словами познакомились? (Многозначные слова, синонимы, антонимы, заимствованные, исконные, омонимы.)

– Повторите правило об этих словах в игре «Учитель-ученик».

Взаимный опрос. (Приложение 1.) Работа в парах.

– Похвалите товарища или дайте совет.

– Поднимите руки, кого похвалили?

– Молодцы! Вы уже знаете многие группы слов из раздела Лексика, а вот интересно, сможете вы их найти в тексте? Давайте проверим.

– Прочитайте текст.

Слайд

Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.

– О чём говорится в тексе? Что главное мы понимаем из текста?

– Попробуйте найти многозначное слово. (Это слово свет). Докажите. (Это может быть свет солнца, свет лампы) .

– А есть ли другое значение у слова свет? (Мир, вселенная.)

– Чем является слово свет в значении «мир, вселенная»? (Это омоним.)

– Почему?

– Какое значение имеет слово свет в тексте? (Солнечный свет). Какое слово нам подсказывает это? (Мартовский).

– Найдите синонимы в тексте. (Засверкала, засияла, заблестела.)

– Докажите. (Они близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.)

– Зачем автор вводит в текст несколько синонимов. Что он хочет показать этим? (Комната преобразилась.)

– Есть ли в тексте заимствованное слово? (Фокусник.)

– Докажите. (Все слова, которые имеют букву «ф», заимствованные).

3. Создание проблемной ситуации. Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к новой теме.

Разобрались в тексте или что-то для вас осталось непонятным?

– Почему мы не можем до конца понять этот текст? (Есть непонятное слово-ларь.)

– А, может быть, кто-то знает, что такое ларь? (Предположения детей.)

– Что делать в том случае, если мы не знаем значения слова или сомневаемся? (Прочитать значение этого слова в словаре.)

Чтение статьи в словаре учебника.

Ларь (устаревшее) – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. Мучной ларь.

– В ларях хранили муку, зерно, овощи.

Слайд (изображение ларя)

Можете теперь сказать, почему вы затруднялись в значении этого слова?

(Слово устаревшее).

– Да действительно в русском языке есть и такие слова - устаревшие.

– Как вы думаете, надо нам с ними поближе познакомиться? (Да.)

– А зачем? (Для понимания текстов.)

– Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Какую цель мы поставим? (Познакомиться с устаревшими словами).

– Что мы можем узнать об устаревших словах? (Какие слова называются устаревшими, какое значение в речи они имеют, зачем они нужны.)

– Если мы выясним, что это за слова, мы сможем находить их в тексте? Значит, чему будем учиться? (Находить устаревшие слова и объяснять их значение.)

– Итак, давайте ещё раз прочитаем цели и задачи нашего урока.

Слайд

Цель урока – познакомиться с устаревшими словами.

  1. Выяснить, какие слова называются устаревшими
  2. Узнать, какую роль играют устаревшие слова в русском языке.
  3. Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение.

4. Наблюдение над языковым материалом.

Об устаревших словах всё можно прочитать в учебнике. Прочитаем или понаблюдаем сами?

– Хорошо.

– Вернёмся к слову ларь. Из словаря мы узнали, что оно устаревшее. Может быть, само слово «устаревшее» нам уже подскажет что-то?

(Устаревшее – старое, старинное, так говорили в старину).

– А сейчас в повседневной жизни в современном языке мы употребляем это слово? (Нет.)

– Почему? Поднимите руки, у кого дома есть ларь? (Нет такого предмета.)

– Что произошло с предметом? (Он исчез.)

– А что произошло со словом? (Оно устарело.)

– Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

– Можем ли мы теперь сказать, какие слова называются устаревшими.

– Сверимся с учебником?

Чтение правила в учебнике. Стр. 77.

5. Первичное усвоение.

Для закрепления правила выполним упражнение.

– Прочитайте текст.

Слайд. Четверостишье Пушкина.

Читает учитель.

Снега пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушачке.
А.С. Пушкин

– Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Пушкин? (Нет.)

– Почему? (Есть устаревшие слова?)

– Назовите их. (Кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок)

– Объясните, почему они устаревшие. (Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов.)

– Посмотрим на эти предметы.

Слайд. Кибитка, облучок.

Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.

Слайд. Ямщик, тулуп, кушак.

Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях.

Одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.

– Как вы думаете, почему в четверостишье Пушкина так много устаревших слов? (Он жил давно, эти слова употреблялись в языке, потому что были эти предметы.)

– Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии?

Прочитайте стихотворение ещё раз.

Слайд.

Знакомство со словарём.

Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? (В словаре.)

– В каком? (Толковом.)

– Верно, можно в толковом.

– А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль. Демонстрируется словарь В.И.Даля.

Слайд. Портрет Даля.

Вам знаком этот писатель? (Мы читали его произведения.)

6. Осознание и осмысление.

Ну что же, мы выяснили, какие слова называются устаревшими, учились вместе находить их в тексте.

– Я чувствую, вы можете уже поработать самостоятельно.

– Предлагаю вам задание «Найди четвёртое лишнее». (Приложение 2.)

Слайд.

  1. Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.
  2. Пальто, плащ, шуба, кафтан.
  3. Стол, утюг, коромысло, кастрюля.
  4. Нос, рот, очи, уши.

– Работа на карточках. Подчеркните в каждой строчке устаревшее слово.

Самостоятельная работа.

Проверка выполнения задания.

Слайд. Слова.

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

– Что объединяет эти слова? (Обувь.) Какое «лишнее»? (Лапти.) Почему? (Устаревшее.)

– Почему оно устаревшее? (Слово не употребляется в современном языке, потому что не носят такую обувь.)

Слайд (щелчок). Лапти.

Слайд. Слова.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

– Как можно назвать одним словом? (одежда)

– Какое слово подчеркнули? Почему?

Слайд (щелчок). Кафтан.

Слайд. Слова.

Что объединяет эти слова? (кухонная утварь)

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

– Какое слово подчеркнули?

Слайд (щелчок). Коромысло

Слайд. Слова.

– И наконец, ещё одна строчка.

Нос, рот, очи, уши.

– Какое слово устаревшее? (Очи.) Почему? (Не употребляем в речи.)

А что такое очи? (Глаза.)

Слайд (щелчок).

Постановка проблемы.

– Как же так? Мы выяснили, что устаревшие слова называют предметы, которые исчезли из нашей жизни. А очи – это глаза.

– Значит, очи не устаревшее слово. (Устаревшее. Раньше говорили очи, а теперь - глаза.)

– Верно, есть такие устаревшие слова, которые в современном языке имеют другое название. Как можно назвать слова очи-глаза? (Синонимы.)

– Назовите подобные пары слов?

– Предлагаю поработать вам с такими словами.

Работа в парах. Задание на карточках. (Приложение 3.)

– Разложите карточки парами: устаревшее слово – современный синоним.

Проверка выполнения задания.

– Поблагодарите друг друга за совместную работу.

– Какие пары слов у вас получились?

Слайд.

  • Войско – рать
  • Говорить - молвить
  • Молодой - младой
  • Чело – лоб

– Какие слова вы нашли сразу? Почему?

– Есть ли среди данных пар синонимов глаголы, прилагательные?

– Какой вывод можно сделать? (Устаревшие слова могут быть разными частями речи)

Физминутка «Пальчики» (презентация)

7. Творческая работа. Работа в группах.

Где чаще всего вы можете встретиться с устаревшими словами? (Окружающий мир – история нашей родины. Сказки, пословицы, поговорки русского народа.)

–  Хочу предложить вам работу: не только интересную, но и полезную. Я знаю, что вы, как тьюторы первоклассников, хотите прочитать им русские народные сказки. Вам надо подготовиться. Наверное, в сказках будут устаревшие слова.

– Предлагаю составить вам словарь устаревших слов к русской народной сказке «Кривая уточка».

– Руководители групп получают задание в папках.

Работа в группах.

Задание на листочке. (Приложение)

Прочитайте. В этой части есть одно устаревшее слово. Найдите его.

  1. По словарю определите значение этого слова. Подготовьте выразительное чтение словарной статьи (только главное).
  2. (Дополнительно) Попробуйте подобрать к этому устаревшему слову современный синоним.

Выступление учащихся

Слайд. Лукошко, сени, прялка.

Вот и получился словарь.

– Молодцы, вы справились с заданием. А чтобы первоклассникам стало ещё более понятно, дома можно нарисовать предметы, которые обозначают эти слова. Таким образом, вы можете подготовить для них любую сказку.

Итог урока. Рефлексия.

Подведём итоги урока.

– Мне хочется спросить у вас, запомнили, что такое ларь?

– А какие еще устаревшие слова вы узнали?

– Определите свое настроение и состояние. Помогут вам слова на экране.

Слайд. (Смайлики)

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Моё настроение…

– Спасибо, урок окончен.

Приложение