Дидактическая цель: создать условия для качественной организации обобщения изученного материала.
Тип урока: «Урок систематизации и обобщения знаний и умений».
Вид урока: «Смотр знаний».
Задачи:
- образовательная: систематизировать и обобщить теоретические знания и практические умения по данной теме;
- развивающая: развитие логического мышления, познавательной деятельности обучающихся;
- воспитывающая: формировать у обучающихся чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему краю через бережное отношение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.
Средство обучения: презентация.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
1. Какие тематические блоки (разделы) включены в учебник русского языка?
- «Как устроен наш язык»
- «Правописание»
- «Развитие речи»
Я предлагаю сегодня поэкспериментировать. На одном уроке включить некоторые этапы каждого из блоков.
2. Определите тему урока. Эта тема из «морфологии». Что вам подскажет «морфология»?
«Морфология» – раздел русского языка, изучает части речи.
- На какие две группы делятся части речи? (служебные и самостоятельные)
- Назовите самостоятельные части речи. (сущ., прил., гл., нар., числ.)
- Эта часть речи обозначает признак… предмета (прил.)
3. Слайд №1
- Как вы думаете, это урок усвоения новых знаний? Предположите, что вы сегодня будете делать на этом уроке по данной теме?
- Будем систематизировать и обобщать знания и умения по теме «Имя прилагательное».
III. Актуализация знаний.
1. Слайд №2
- обобщите теоретические сведения о прилагательном.
- общее грамматическое значение
- морфологические признаки
- синтаксическая роль
2. Психологическая пауза.
3. Узнайте, какое дерево станет темой эпиграфа к уроку?
- Это самое яркое из деревьев, оно пылает всеми оттенками багряного цвета (лексическое значение – толковый словарь)
- Послушайте, когда и за что получила рябина такое имя. (предварительное индивидуальное задание)
4. Слайд №3 «Рябина – примета родного дома, родного края»
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Плоды рябины собраны в гроздь. Составьте словосочетания со словом гроздь, т.е. опишите её. (красная, пурпурная, алая, пунцовая, гранатовая, кровавая и др.)
- Какую роль выполняют имена прилагательные, когда употребляются вместе с именами существительными? (делают нашу речь богаче, образнее, выразительнее, поэтичнее, ярче)
- Как называются эти образные имена прилагательные? (эпитеты)
- Запишите два словосочетания, которые вам понравились, выделите окончания, определите род.
2. Проверка.
- Можно ли сказать, что у всех сл/сочетаний одинаковый род? Докажите. (гроздь – ж.р., -ая,-яя)
3. Самостоятельная работа.
1 в. Рябина – бусы (рябиновые бусы – мн.ч.)
2 в. Рябина – варенье (рябиновое варенье – ср.р.)
4. Физминутка.
5. Продолжить фразу: Чтобы правильно написать безударное окончание имён прилагательных, … (нужно от зависимого имени существительного задать вопрос, какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном)
- Что ещё нужно знать? (падежные окончания прилагательных)
Ж. р. | М. р. | Ср. р. |
ая-яя ой-ей ую-юю ым-им ом-ем |
ой, ый-ий ого-его ому-ему |
ое-ее |
6. Под диктовку учителя, с комментированием.
- Записать сл/сочетания, выделить окончания, определить падеж: в ближнюю рощу, в тенистой прохладе, из высокой травы, тонким запахом, по горячему солнцу.
7. На какие разряды делятся имена прилагательные? (кач., относ., прит.)
По каким признакам мы их определяем?
8. Слайд №4. Работа в парах. 1 ряд - кач., 2 ряд - относ., 3 ряд – прит.
9. Слайд №5. Проверка.
- Какой общей темой объединены имена прилагательные 1 группы? (рябина)
- Расскажите о словообразовании слов бархатный, ледяная, городской.
- Какие суффиксы используются при образовании притяжательных имён прилагательных? (ын-ин, ый, ов-ев)
10. Физминутка.
11. Устно: я называю имя прилагательное, а вы мне говорите это же прилагательное, но без окончания: свежий, хороший, горячий, могучий, колючий.
- Что у вас получилось? (краткая форма)
- Обобщите, что вы знаете о краткой форме имён прилагательных.
12. Работа с учебником: с. 133, упр. 4
- Выписать предложение с краткой формой прилагательного, распространённое.
- Синтаксический разбор с комментированием: Хорош осенний лес ранним утром.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Слайд №6.
1. Подобрать эпитеты: листочки, серёжки, рябина, тропинка, берёзки, кисти, луга, вода, река, облака.
- Какой общей темой объединены эти картины? (природа родного края)
- Именно по этим, милым сердцу, картинам родной природы мы и тоскуем вдали от Родины.
2. Слайд №7. Творческая самостоятельная работа.
- Придумать заголовок, вставить подходящие по смыслу образные имена прилагательные, выделить окончания прилагательных.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Слайд №8.
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
VII. Рефлексия.
- Я предлагаю поставить себе оценку за урок. Почему, объясни?
- Можно ли сказать, что у нас получился смотр знаний?