В связи с переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход. Соответствующие этому подходу технологии призваны научить ребенка учиться, а не накапливать запас знаний, умений и навыков. Стандарт нового поколения - есть стандарт, который помогает овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Именно в действии рождается знание.
Вместе с тем становится понятно, какой учитель нужен современной школе: не «транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности. Какой методический/технологический инструментарий понадобится учителю?
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Умение учиться – это полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности. Деятельность учащихся на уроке должна требовать от него усилия, размышления, поиска. В этом случае ученик получает право на инициативу, самостоятельность, имеет возможность исправлять свои ошибки.
Через проблемную ситуацию, проблемный вопрос учащиеся могут сформулировать тему урока. Проблемное обучение предполагает инициативу, самостоятельность, творчество, т. е. активную «исследовательскую» деятельность учащихся. Некоторые дети за ранее смотрят, что будем изучать на следующий день. Урок почти всегда начинаются с проблемного вопроса или ситуации. При решении этих вопросов учащиеся высказывают свою точку зрения, пытаются её обосновать, используя в речи слова «я думаю…», «я считаю…», «я согласен…» . В ходе выполнения, заданий, упражнений учитель предлагает учащимся сделать вывод, а затем сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом в учебнике.
На уроках математики работа над новым материалом организуется следующим образом. В начале, как правило, ставится проблема, задача или вопрос, на которые надо найти ответ в ходе коллективного обсуждения. В ряде случаев этому способствуют простые, доступные упражнения подготовительного характера. Особое место в системе упражнений занимают упражнения, которые носят ярко выраженный развивающий характер. Выполнение этих упражнений требуют от ребёнка проявления самостоятельности мышления, смекалки, умения рассуждать.
Системно-деятельностный подход в преподавании математики требует формирования практических умений применения теории. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике .
Сегодня роль учителя становится иной, так как современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась действующая система образования. Резко возросла информированность детей, поэтому учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора учебной деятельности, учитель не преподносит истину, а учит её находить.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Цель содержания раздела «Геометрия»- развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.
На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
В качестве примера привожу технологическую карту урока математики в 7 классе по теме «Описанная окружность».
Тема урока: Окружность, описанная около треугольника.
Класс: 7
Дидактическая цель: создать условия для усвоения новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- обучающие: обеспечить осознанное усвоение алгоритма построения описанной окружности и формирование способности его практического использования;
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действий, устраняющего причину выявленного затруднения; развивать навыки исследовательской деятельности.
- воспитательные: развивать познавательный интерес, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Задачи:
- согласовать цель и тему урока;
- создание возможности формирования универсальных учебных действий;
- структурировать учебный материал, подлежащий изучению темы;
- зафиксировать изученное учебное содержание в речи;
- формировать предметные учебные действия: личностного, познавательного, коммуникативного, регулятивного характера.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Методы:
- По источникам знаний: словесные, наглядные;
- По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование: Учебник: Геометрия 7-9. Учебник для общеобразоват. учреждений /Погорелов А.В.. – 10-е изд., стер. – Просвещение, 2012. – 224 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, листы самоконтроля.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
1. Организационный момент. Целеполагание и мотивация. Задачи этапа:
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку, организация внимания детей. – Какую фигуру мы с вами начали изучать на прошлом уроке ? – Чему мы уже научились? – Как вы думаете, всё ли мы знаем об окружности? |
Включаются в деловой ритм урока. Отвечают на поставленные вопросы. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Задачи этапа:
|
Начнем с устной работы, потому, что чтобы узнать что-то новое необходимо повторить уже пройденное.
|
Отвечают на поставленные вопросы. |
Познавательные: анализ, сравнение, осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. Личностные: перспективная мотивация. |
3. Усвоение новых знаний и способов усвоения. Задачи:
|
– Попробуйте самостоятельно описать окружность около треугольника. Как вы думаете, что для этого необходимо знать? Какие цели поставим перед собой. – Выясним, где находится центр описанной около треугольника окружности. Работа над доказательством теоремы 5.1. (слайд № 7) – формулируем теорему и следствие. (слайд № 8, 9) |
Работают в тетрадях. Пытаются доказывать теорему 5.1. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, решение проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
4. Закрепление нового материала. Формирование практических навыков при решении учебных задач. Задачи:
|
Составляет алгоритм построения описанной окружности вместе с учащимися. (слайд № 10). На доске, используя алгоритм, строит описанную окружность. |
Включаются в работу на составление алгоритма. Выполняют задания на построение в тетрадях и на доске. Проводят взаимопроверку. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: обобщение, поиск и выделение информации, создание способа решения задач. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения. |
5. Самостоятельная работа. Решение задач. Задачи:
|
Организует самостоятельную работу учащихся, взаимопроверку и взаимооценку работ. (слайд № 11). |
Каждый ученик получает вариант для самостоятельной работы. После выполнения заданий учащиеся обмениваются работами и проводят взаимопроверку и оценивают работы. |
Познавательные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция и взаимооценка. Коммуникативные: умение интегрироваться, аргументация своего мнения. |
6. Итоги урока. Задачи:
|
– Сформулируйте тему урока. – Перечислите цели, которые вы ставили в начале урока. – Оцените себя, достигли ли вы этих целей? – Что вам помогло справиться с затруднениями на уроке? – Как вы сможете оценить свою работу? Обсуждается ход урока. |
Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: самоопределение своей деятельности.
|
7. Домашнее задание. Задачи:
|
Обсуждает вместе с учениками и записывает домашнее задание. (слайд № 12) |
Записывают домашнее задание. |
|
8. Рефлексия. |
Раздает карточки учащимся.
|
Слушают методику выполнения задания, проводят саморефлексию. |
Регулятивные: коррекция и оценка качества уровня усвоения. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |