Класс: 2 (смешанная дисграфия).
Темы:
- Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры
- Лексическая: времена года, месяцы
- Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака
Цели занятия:
- Коррекционно-образовательная: Создание условий для совершенствования навыка правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
- Коррекционно-развивающая: Создание условий для развития фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа
- Коррекционно-воспитательная: Создание условий для воспитания волевых качеств личности, любознательности, самостоятельности, мотивации к изучению русского языка
Ход занятия
1. Этап организационно-мотивационный
Задача: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Первым сядет тот, кто ответит на вопрос:
– Какое время года сейчас? (Зима)
– Называем приметы зимы и садимся (мороз, много снега, метель)
– Подул сильный ветер, закружил снежинки в воздухе, а на снежинках слоги. Расставьте их в правильном порядке, чтобы получились слова.
Слайд 2 Слайд 3
– Назовите слова, которые вы собрали. (Сосулька, коньки, метель)
– Что общего в названии этих слов? (во всех словах есть мягкий знак)
– Для чего нужен мягкий знак?
– Назовите согласные, которые смягчает мягкий знак.
– Где находится мягкий знак?
– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?
– Какова цель нашего занятия?
2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового учебного материала
Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся
– На улице мороз, разомнемся, согреемся.
Кинезиологические упражнения
Слайд 4
Пришла зима, | трем ладошки друг о друга |
Принесла мороз. | пальцами массажируем плечи, предплечья |
Пришла зима, | трем ладошки друг о друга |
Замерзает нос. | ладошкой массажируем кончик носа |
Снег, | плавные движения ладонями |
Сугробы, | кулаки стучат по коленям попеременно |
Гололед. | ладони шоркают по коленям разнонаправлено |
Все на улицу — вперед! | одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) |
Теплые штаны наденем, | ладонями проводим по ногам |
Шапку, шубу, валенки. | ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами |
Руки в варежках согреем | круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони |
И завяжем шарфики. | ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи |
Зимний месяц называй! | ладони стучат по коленям |
Декабрь, Январь, Февраль. | кулак, ребро, ладонь |
Речевая зарядка
Слайд 5
– Молодцы, размяли тело, а теперь разомнем наш язычок. Запомните и повторите.
Аль-уль-ель-ыль поль-толь-коль-воль
Омь-умь-емь-ямь топь-тупь-тапь-тыпь
Узь-ызь-азь-язь варь-ворь-вурь-вырь
Ель-ель-ель – разукрасили мы ель
Тель-тель-тель ох, и разыгралась же метель
Ки-ки-ки быстро нас несут коньки
Развитие фонематического анализа
– Поиграем в игру: «Отгадай, какую картинку я загадала»
Слайд 6
– Я загадала картинку в названии, которой 5 звуков, 6 букв (коньки);
– В названии этой картинки 7 звуков, 8 букв (сосулька)
– В названии этой картинки 5 звуков, 6 букв (метель)
– Я загадала картинку в названии, которой 3 звука, 4 буквы
– В названии данной картинки 3 звука и 3 буквы
– Какая картинка лишняя, почему?
3. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний и умений)
Основная задача этапа: создать условия для формирования умения различать на слух твердые и мягкие фонемы, для развития слогового анализа и синтеза
– Почему в словах: КОНЬКИ, СОСУЛЬКА, МЕТЕЛЬ, КОНЬ звуков меньше, чем букв?
– Почему в слове: ЕЛЬ равное количество звуков и букв?
Сделаем вывод: Слайд 7
– Мягкий знак не дает звук, он только смягчает впереди стоящую согласную. В словах он пишется в середине и конце слова
– Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
– Назовите согласные, которые смягчает ь
– Где находится мягкий знак?
– Измените, названия месяцев так, чтобы мягкий знак был в середине слова. В помощь вам слово ДЕНЬ
– В названии, какого месяца мягкий знак исчез? Почему?
4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного
Основная задача этапа: закреплять навыки правописания слов с мягким согласным в середине слова, устранять пробелы в развитии слогового анализа и синтеза, развивать функции словообразования
Развитие слогового анализа
– Делим слова на слоги, записываем в тетради (ДЕКАБРЬ, ДЕКАБРЬСКИЕ, ЯНВАРЬ, ЯНВАРСКИЕ, ФЕВРАЛЬ, ФЕВРАЛЬСКИЕ)
– Назовите слова, в которых 2 слога: (декабрь, январь, февраль)
– Назовите слова, в которых 3 слога: ( )
– Назовите слова, в которых 4 слога: (декабрьские, январские, февральские)
– Какое слово лишнее (январские), почему?
– Назовите слова, в которых мягкий знак в середине слова: (декабрьские, февральские).
– Что заметили?
– Закрепление правила: При делении на слоги и переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ней буквы.
Развитие слогового синтеза
– Подул сильный ветер, и слоги в словах перемешал, соберите из слогов слова.
Слайд 8
Слайд 9
– Какое время года, напомнили вам эти слова? (Весна)
– Назовите, весенние месяцы. (Март, апрель, май)
– Назовите согласную, которую, смягчает мягкий знак. (Апрель ЛЬ)
– Весна, волшебное время года. Мы с вами тоже будем волшебниками.
Игра с мячом
– Вставь мягкий знак в конец слова
- мел –
- цел –
- шест –
- жар –
- кон –
- угол –
- плакат –
- пол –
Спрячь мягкий знак в середине слова
- хорек –
- конёк –
- уголек
- пенек –
- окунек –
- василек –
5. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения
Основная дидактическая задача этапа: закрепить полученные знания на уроке
Загадки
-
Теплый длинный, длинный день
В полдень крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос.
Дозревает земляника,
Что, за месяц, подскажи-ка? -
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его вершина лета,
Что, скажи, за месяц это? -
Этот летний месяц жаркий
Дарит всем свои подарки:
Сливы, яблоки и груши
Фрукты варим, фрукты сушим.
Он последний месяц лета,
Осень рядом, близко где-то.
Слайд 10
– Вспомните летние месяцы. В названии, каких месяцев есть мягкий знак? Назовите согласные, которые он смягчает
Работа над словосочетанием
– Из данных слов составьте словосочетание, вставьте пропущенный мягкий знак.
Слайд 11
- июн_ полден_
- июл_ ноч_
- сила ливен_
- грибы дожд_
– Прочитайте словосочетания
Слайд 12
Работа над предложением
Индивидуальная работа
– У каждого из вас на парте листочек. На листочке написана пословица, но вот беда слова склеились. Определите сколько слов в предложении. Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.
СЕНТЯБРЬКРАСНОЕЛЕТОПРОВОЖАЕТ,ОСЕНЬЗОЛОТУЮВСТРЕЧАЕТ
ОКТЯБРЬЗЕМЛЮПОКРОЕТ,ГДЕЛИСТКОМ,ГДЕСНЕГОМ
НЕСКОВАТЬРЕКУЗИМЕБЕЗНОЯБРЯ-КУЗНЕЦА
ОСЕНЬПОГОДВОСЕМЬ
Слайд 13
– Назовите, осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Назовите согласные, которые смягчает ь. Измените, слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.
6 этап. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
– На протяжении всего занятия мы с вами вспоминали названия месяцев. Дома вам нужно расшифровать словосочетания. Цифра указывает порядковый номер месяца в году.
Д/з 2 метель, 4 капель, 6 полдень, 7 ливень, 9 день, 10 дождь, 11 слякоть, 12 оттепель.
(Февраль – метель).
– Это словосочетание? (Нет, слова не связаны по смыслу). Измените, первое слово так, чтобы получилось словосочетание
7. Этап рефлексивно-оценочный
Основная задача этапа: подвести итог деятельности, осуществить самооценку своих результатов.
– Подведем итог нашего занятия. Отвечаем на вопросы знаком «+» если утверждение верно, знак «-» если утверждение неверно.
Мягкий знак служит для обозначения твердости согласных __________
Мягкий знак пишется в середине слова и в конце слова _____________
В году 13 месяцев ______
В году 4 времени года и 12 месяцев _______
Я узнал для себя сегодня новое _______
Мне было интересно ________
– Я благодарю вас за работу, в каждом углу нашего кабинета спрятаны призы, найдете, если правильно прочитаете карту.
– Молодцы! До новых встреч.