Логопедическое занятие на тему "Второй способ обозначения мягкости согласных посредством мягкого знака". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Класс: 2 (смешанная дисграфия).

Темы:

  • Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры
  • Лексическая: времена года, месяцы
  • Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака           

Цели занятия:        

  • Коррекционно-образовательная: Создание условий для совершенствования навыка правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
  • Коррекционно-развивающая: Создание условий для развития фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа
  • Коррекционно-воспитательная: Создание условий для воспитания волевых качеств личности, любознательности, самостоятельности, мотивации к изучению русского языка

Ход занятия

1. Этап организационно-мотивационный

Задача: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Первым сядет тот, кто ответит на вопрос:

– Какое время года сейчас? (Зима)

– Называем приметы зимы и садимся (мороз, много снега, метель)

– Подул сильный ветер, закружил снежинки в воздухе, а на снежинках слоги. Расставьте их в правильном порядке, чтобы получились слова.

Слайд 2 Слайд 3

– Назовите слова, которые вы собрали. (Сосулька, коньки, метель)

– Что общего в названии этих слов? (во всех словах есть мягкий знак)

– Для чего нужен мягкий знак?

– Назовите согласные, которые смягчает мягкий знак.

– Где находится мягкий знак?

– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?

– Какова цель нашего занятия?

2. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового учебного материала

Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

– На улице мороз, разомнемся, согреемся.

Кинезиологические упражнения

Слайд 4

Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй! ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь

Речевая зарядка

Слайд 5

– Молодцы, размяли тело, а теперь разомнем наш язычок. Запомните и повторите.

Аль-уль-ель-ыль поль-толь-коль-воль
Омь-умь-емь-ямь топь-тупь-тапь-тыпь
Узь-ызь-азь-язь варь-ворь-вурь-вырь
Ель-ель-ель – разукрасили мы ель
Тель-тель-тель ох, и разыгралась же метель
Ки-ки-ки быстро нас несут коньки

Развитие фонематического анализа

– Поиграем в игру: «Отгадай, какую картинку я загадала»

 Слайд 6

– Я загадала картинку в названии, которой 5 звуков, 6 букв (коньки);

– В названии этой картинки 7 звуков, 8 букв (сосулька)

– В названии этой картинки 5 звуков, 6 букв (метель)

– Я загадала картинку в названии, которой 3 звука, 4 буквы

– В названии данной картинки 3 звука и 3 буквы

– Какая картинка лишняя, почему?

3. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний и умений)

Основная задача этапа: создать условия для формирования умения различать на слух твердые и мягкие фонемы, для развития слогового анализа и синтеза

– Почему в словах: КОНЬКИ, СОСУЛЬКА, МЕТЕЛЬ, КОНЬ звуков меньше, чем букв?

– Почему в слове: ЕЛЬ равное количество звуков и букв?

Сделаем вывод: Слайд 7

– Мягкий знак не дает звук, он только смягчает впереди стоящую согласную. В словах он пишется в середине и конце слова

– Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

– Назовите согласные, которые смягчает ь

– Где находится мягкий знак?

– Измените, названия месяцев так, чтобы мягкий знак был в середине слова. В помощь вам слово ДЕНЬ

– В названии, какого месяца мягкий знак исчез? Почему?

4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: закреплять навыки правописания слов с мягким согласным в середине слова, устранять пробелы в развитии слогового анализа и синтеза, развивать функции словообразования

Развитие слогового анализа

– Делим слова на слоги, записываем в тетради (ДЕКАБРЬ, ДЕКАБРЬСКИЕ, ЯНВАРЬ, ЯНВАРСКИЕ, ФЕВРАЛЬ, ФЕВРАЛЬСКИЕ)

– Назовите слова, в которых 2 слога: (декабрь, январь, февраль)

– Назовите слова, в которых 3 слога: ( )

– Назовите слова, в которых 4 слога: (декабрьские, январские, февральские)

– Какое слово лишнее (январские), почему?

– Назовите слова, в которых мягкий знак в середине слова: (декабрьские, февральские).

– Что заметили?

– Закрепление правила: При делении на слоги и переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ней буквы.

Развитие слогового синтеза

– Подул сильный ветер, и слоги в словах перемешал, соберите из слогов слова.

Слайд 8

Слайд 9

– Какое время года, напомнили вам эти слова? (Весна)

– Назовите, весенние месяцы. (Март, апрель, май)

– Назовите согласную, которую, смягчает мягкий знак. (Апрель ЛЬ)

– Весна, волшебное время года. Мы с вами тоже будем волшебниками.

Игра с мячом

– Вставь мягкий знак в конец слова

  • мел –
  • цел –
  • шест –
  • жар –
  • кон –
  • угол –
  • плакат –
  • пол –   

Спрячь мягкий знак в середине слова

  • хорек –
  •  конёк –
  •  уголек
  • пенек –
  • окунек –  
  • василек –

5. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная дидактическая задача этапа: закрепить полученные знания на уроке

Загадки

  1. Теплый длинный, длинный день
    В полдень крохотная тень,
    Зацветает в поле колос,
    Подает кузнечик голос.
    Дозревает земляника,
    Что, за месяц, подскажи-ка?

  2. Жаркий, знойный, душный день,
    Даже куры ищут тень.
    Началась косьба хлебов,
    Время ягод и грибов.
    Дни его вершина лета,
    Что, скажи, за месяц это?

  3. Этот летний месяц жаркий
    Дарит всем свои подарки:
    Сливы, яблоки и груши
    Фрукты варим, фрукты сушим.
    Он последний месяц лета,
    Осень рядом, близко где-то.

Слайд 10

– Вспомните летние месяцы. В названии, каких месяцев есть мягкий знак? Назовите согласные, которые он смягчает

Работа над словосочетанием

– Из данных слов составьте словосочетание, вставьте пропущенный мягкий знак.

Слайд 11

  • июн_ полден_
  • июл_ ноч_
  • сила ливен_
  • грибы дожд_

– Прочитайте словосочетания

 Слайд 12

Работа над предложением

Индивидуальная работа

– У каждого из вас на парте листочек. На листочке написана пословица, но вот беда слова склеились. Определите сколько слов в предложении. Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.

СЕНТЯБРЬКРАСНОЕЛЕТОПРОВОЖАЕТ,ОСЕНЬЗОЛОТУЮВСТРЕЧАЕТ
ОКТЯБРЬЗЕМЛЮПОКРОЕТ,ГДЕЛИСТКОМ,ГДЕСНЕГОМ
НЕСКОВАТЬРЕКУЗИМЕБЕЗНОЯБРЯ-КУЗНЕЦА
ОСЕНЬПОГОДВОСЕМЬ

Слайд 13

– Назовите, осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Назовите согласные, которые смягчает ь. Измените, слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.

6 этап. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

– На протяжении всего занятия мы с вами вспоминали названия месяцев. Дома вам нужно расшифровать словосочетания. Цифра указывает порядковый номер месяца в году.

Д/з 2 метель, 4 капель, 6 полдень, 7 ливень, 9 день, 10 дождь, 11 слякоть, 12 оттепель.

(Февраль – метель).

– Это словосочетание? (Нет, слова не связаны по смыслу). Измените, первое слово так, чтобы получилось словосочетание

7. Этап рефлексивно-оценочный

Основная задача этапа: подвести итог деятельности, осуществить самооценку своих результатов.

– Подведем итог нашего занятия. Отвечаем на вопросы знаком «+» если утверждение верно, знак «-» если утверждение неверно.

Мягкий знак служит для обозначения твердости согласных __________

Мягкий знак пишется в середине слова и в конце слова _____________

В году 13 месяцев ______

В году 4 времени года и 12 месяцев _______

Я узнал для себя сегодня новое _______

Мне было интересно ________

– Я благодарю вас за работу, в каждом углу нашего кабинета спрятаны призы, найдете, если правильно прочитаете карту.

– Молодцы! До новых встреч.

Презентация